Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа) на тему

Баязитова Регина Рашитовна

образовательная область «Познавательное развитие»

направление «Ознакомление с миром природы»

возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

                          г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

                                                    Республики Башкортостан

Педагогический проект

 на тема «Снег -снежок»

образовательная область «Познавательное развитие»

направление «Ознакомление с миром природы»

возрастная группа: вторая группа раннего возраста

                                                                                   

                                                                                                             

Выполнил: воспитатель

Баязитова Р.Р

Имеющаяся категория: не имеет

Стаж работы 1год, 6 месяцев.

 

                                             

                                                                                 

Туймазы 2018

Тип проекта:  познавательный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (15.01.2018-23.01.2018).

Актуальность темы: 

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.

Знакомство детей раннего возраста с миром природы нужно начинать с элементарных понятий и явлений.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекает падающие хлопья снега. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественной деятельности.

Проблема: На прогулке с детьми было замечено, что большинство детей при виде снега, испытывают желание попробовать его, из-за его белизны, загадочностью, сверкающим блеском.

Выходя с детьми на прогулку, говорим, что снег нельзя есть, а дети: Почему нельзя есть снег? Объясняя им что он холодный, грязный. Дети с удивлением: Почему грязный, он же белый?

У детей на каждый ответ, возникает новый вопрос. Вот и решили вместе находить ответы на возникшие вопросы.

Цель: формировать знание и представление у детей о свойствах снега.

Задачи:

Образовательные:

        1) Формировать познавательный интерес через моделирование и реальных действий со снегом.

             2) Дать знания о том, что снег нельзя есть и долго играть с ним, не надевая рукавиц.

              3) Обогащать словарь детей словами белый, холодный, тает, мерзнут, заболеешь.

Развивающие:

  1. Развитие любознательности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

         Интеграций областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап:

Информационно-накопительный:

  1. Подготовка атрибутов для игр, занятий.

- Кукла Катя, одежда для  куклы;

- Игрушка зайчонок, письмо, ведро со снегом, корзинка со снежинками, пластмассовый тазик, лопатка;

 -Снежинка на ниточке;

-Белая гуашь, тряпочки, картон синего цвета;

-Пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки.

  1. Подбор картинок о зиме, стихотворений, художественной литературы, загадок о зиме, снеге, снеговике.
  2. Подготовка консультации для родителей «Семейный досуг зимой»
  3. Изучение детей для определения целей и задач проекта.
  4. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  5. Составление перспективного плана.

2 этап:

Организационно  - практический:

  1.   Рассматривание картинок с изображением зимы.
  2.   Беседа на тему «Зимние забавы».
  3.   Сюжетно- ролевая игра « Оденем куклу Катю на прогулку».
  4.   ООД Познавательное развитие (экспериментирование)  

  Тема: «Знакомство детей со снегом».

  1.   Чтение стихотворения А. Барто «Снег».
  2.   Дыхательная гимнастика « Подуй на снежинку».
  3.   ООД Художественно эстетическое развитие (рисования).

  Тема: «Снег идет».

  1.   Чтение загадок и стихов.
  2.   Подвижная игра «Снег кружится».
  3. ООД Художественно эстетическое развитие (лепка).

  Тема: « Снеговик».

3 этап:

Заключительный:

  1. Отчет виде презентаций на родительском собрание.
  2. Выставки детских работ.

Перспективный план работы по ознакомлению с окружающим миром.

Понедельник.

  1. Рассматривание картинок с изображением зимы.

          Цель: расширять представление о природных явлениях в зимний период времени.

  1. Беседа на тему: «Зимние забавы».

Цель: : формировать представление детей о зимних играх и забавах, о зимних видах спорта.

  1. Сюжетно ролевая игра: «Оденем куклу Катю на прогулку».

 Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Вторник.

  1. ООД  Познавательное развитие (эксперементирование)

Тема: «Знакомство детей со снегом».

           Цель: формировать знание о свойствах снега.

  1. Чтение стихотворения А.Барто «Снег».

  Цель: формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы.

Среда.

  1. Заучивание стихотворения  А.Барто «Снег».

Цель: воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

  1. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».

Цель:  развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

  1. ООД Художественно эстетическое развитие (рисование)

Тема: «Снег идет».

           Цель: Развивать у детей умение рисовать снег приемом примакивания.

Четверг.

  1. Чтение загадок и стихов.

Цель: приучать отгадывать загадки.

  1. Подвижная игра .«Снег кружится».

         Цель: воспитывать желание играть в подвижные игры.

Пятница. 

  1. ООД Художественно эстетическое развитие ( лепка)

Тема:  «Снеговик».

Цель: Формировать представление  детей о снеговике, учить определять круглую форму, развивать мелкую моторику.

  1. Физминутка .

           Цель: обеспечить кратковременный активный отдых , создать бодрое настроение.

Взаимодействие с родителями:

  1. Наглядно-консультативный материал в родительском уголке, посвященный : «Семейный досуг зимой».

Предполагаемый результат:

Во время проведения проекта дети всесторонне исследуют снег в группе, рассмотрят его, потрогают, сделают выводы. У детей возникнет устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформируются ряд навыков, они  приобретут и закрепят элементарные знания о снеге,  хорошо узнают, что снег белого цвета, холодный, тает в тёплом помещении.

Нарисуют снег. Продолжат учиться держать кисть, аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с гуашью, снимать лишнюю краску о края баночки легким прикосновением ворса, выполнять рисунок способом примакивания.

Слепят  снеговика. Упражняются в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.

Во время проекта малыши сблизятся  друг с другом, активизируется речь, у детей повысится наблюдательность, внимание.

В течении всего проекта дети познакомятся с новыми  загадками, стихотворением, рассмотрят иллюстративно-наглядный материал с изображением зимы и зимних забавах.

Таким образом, у детей повысится познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.

3 этап- итоговый

1) Итоговым продуктом проекта мы представили выставку работ детей «Снег идет» и «Снеговик ».

                                                                                      Приложение 1.

  1. Рассматривание картинок с изображением зимы.

Цель: расширять представление о природных явлениях в зимний период времени.

  1. Беседа «Зимние забавы»

Цель: формировать представление детей о зимних играх и забавах, о зимних видах спорта.

  1. Сюжетно ролевая игра : «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал и оборудование:

Два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь пальто, шарфик).

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Ход игры:

Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я буду одевать ее на прогулку».

Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку? Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие).

Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить.                      (Е.Благинина. «Новая одежда»)

Чтобы Катя не мерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка? (Большая, теплая, красная.) Что теперь будем одевать? (Шапку.) У моей дочки маленькая синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (Большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам? (Пальто, шубу)»

Моя Катя маленька,                        Опушка бобровая

На ней шуба аленька,                       Катя чернобровая

При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла»

(муз. М.Старокадомского, слова О.Высотской):

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

                                                                                                  Приложение 2.

  1. Чтение стихотворения А.Барто «Снег».

 

Снег, снег кружится

Белая вся улица,

Встали дружно мы в кружок,

Завертелись как снежок.

  Цель: формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы

  1. ООД  Познавательное развитие (эксперементирование)

Тема:«Знакомство детей со снегом».

   Цель: формировать знание о свойствах снега

Задачи:

Образовательная:

  1. Развивать словарь детей (зима, снег, растаял, белый, холодный) , закрепить название белого цвета. 

Развивающая:

           1) Развитие речи и творческого воображения;

     Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность и доброе отношение к окружающим.

Демонстрационный материал: Игрушка зайчонок, письмо, ведро со снегом, корзинка со снежками.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, кто это к нам стучится? Кто это к нам пришел? Зайчонок к нам пришел!

Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуй зайчонок.

Воспитатель: Смотрите у него в руках письмо.

Зайчонок: Я не могу прочесть его, помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Дети, поможем зайчонку.

Дети: Да.

Воспитатель:

Он летает белой ватой

 И сверкает на лету

Лишь зимой у нас бывает,

 И в ладошке быстро тает.

Воспитатель: Дети , как вы думаете что это?

Дети: Снег.

Воспитатель: Правильно, это снег.

А когда бывает снег? В какое время года?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Да, зимой у нас повсюду лежит снег.

А кто мне скажет, какой он снег?

Дети: Белый, холодный.

Воспитатель: Я с вами согласна снег белого цвета и он очень холодный.

Дети, посмотрите, у зайчонка еще ведерко в руках. Что у него в ведерке?

Дети: Снег.

Воспитатель: Да, это снег. Потрогайте его, и скажите мне какой снег?

Дети : Холодный.

Индивидуальный опрос (2-3 детей)

Воспитатель: Ой, какой холодный снег. А лепить из снега можно?

Дети: Да, можно снеговика слепить.

Воспитатель: Зайчонок, а ты снег принес что б с детьми слепить снеговика?

Зайчонок: Я  захотел пить и решил зайти  в детский сад, что бы подождать пока он растает и попить его.

Воспитатель: Дети, а снег может растаять?

Дети: Да. Нет.

Воспитатель: Ой, сколько много ответов. И да и нет. Мне тоже интересно, а может ли снег растаять. Сейчас я поставлю ведерка на подоконник, а мы с вами поиграем в  снежки. Зайчонок посмотрит как мы с вами умеем веселиться.

Подвижная игра со снежками: 
Воспитатель: 
Я подброшу снежки высоко.
Полетят снежки далеко. 
Вы ребята их берите 
И в корзинку мне несите. (Игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель: Дети давайте посмотрим, что стало с нашим снегом (воспитатель достает ведерко с талым снегом). Посмотрите, во что превратился?
Дети: В воду.
Воспитатель: Правильно в воду. Снег что сделал?
Дети: Растаял.
Воспитатель: Правильно, растаял. Вода какая получилась чистая или грязная?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Правильно, грязная. А, можно такую воду пить зайке?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, детям можно такую воду пить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, почему?
Дети: У нас будет животик болеть.
Воспитатель: Правильно, грязную воду пить нельзя, а то может заболеть живот. Вот, зайка посмотри, какая вода грязная. А ты хотел ее пить.
Зайчонок: Да, это я зря придумал со снегом. Но я пить хочу.
Воспитатель: Зайчонок мы тебе дадим чистую воду из чайника.

Зайчонок: Спасибо вам большое.
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами очень много узнали, и зайчонку помогли.

Зайчонок: Спасибо вам большое. Я больше не буду снег пить и вы дети не кушайте снег.

Воспитатель: Дети вы будем снег кушать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Молодцы. Нельзя снег кушать.

Давайте попрощаемся с зайчонком, ему пора бежать к маме.

Дети: До свидание зайчонок.

 Зайчонок: До свидание дети.

                                                                                               

                                                                                         Приложение 3.

  1. Заучивание стихотворения  А.Барто «Снег».

Цель: воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

  1. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».

Цель:  развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

  1. ООД Художественно эстетическое развитие (рисование)

Тема: «Снег идет».

           Цель: Развивать у детей умение рисовать снег приемом примакивания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей приему рисования кистью –способом примакивания.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к рисованию.

Раздаточный материал. Белая гуашь, разбавленная водой; кисточки; тряпочка; синий цветной картон .

Ход занятия:

Раздается стук. Воспитатель заносит обезьяну.

Воспитатель: Дети, смотрите, к нам в гости пришла обезьяна.

Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуй обезьяна.

Воспитатель: Обезьяна, а ты почему такая грустная?

Обезьяна: Я  живу в теплой стране, и  никогда не видела,  как падает снег.

Мне уже нужно уезжать домой и хочется взять с собой снег, показать другим обезьянам.

Воспитатель: Дети, поможем обезьяне?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Что мы можем сделать для нее?

Дети: Мы нарисуем для нее снег.

Подвижная игра.

Как на горке – снег, снег, (Дети вытягивают руки вверх и встают на носочки)

Как под горкой – снег, снег, (Приседают)

И на елке – снег, снег, (Встают на носочки и вытягивают руки)

И под елкой – снег, снег. (Приседают)

А под снегом спит медведь. (Склоняют голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают палец к губам)

Воспитатель побуждает детей примакивать по всему листу. Напоминает детям, как надо набирать краску, снимать лишнюю краску о край баночки, быть аккуратными в работе.

По окончании работы воспитатель показывает детские работы обезьяне, хвалит детей за хорошую работу, дети участвуют в рассматривание работ, оценивают, у кого больше снега нападало.

Обезьяна благодарит детей и прощается.

                                                                                                                                     

                                                                 

                                                                 

                                                                       

                                                                   Приложение 4.

  1. Чтение загадок и стихов.

Цель: приучать отгадывать загадки.

Лёгкий, белый и пушистый,
         А на солнышке искристый,
         Лишь зимой у нас бывает
         И в ладошке быстро тает.

(Снег.)

Красный нос, в руках метелка.
         Проживает рядом с елкой.
         К холодам давно привык
         Наш веселый
...  

 (Снеговик !)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                 (Зима.)

  1. Подвижная игра .«Снег кружится».

         Цель: воспитывать желание играть в подвижные игры.

 

Снег, снег кружится,

 белая вся улица!»                      дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок,

закружились как снежок»          дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки,

белые пушинки»-                        дети приседают

« Подул холодный ветер,

 снежинки разлетелись.»            дети разбегаются по площадке.

                                                                             

                                                                                   Приложение 5.

  1. ООД Художественно эстетическое развитие ( лепка)

Тема:  «Снеговик».

Цель: Формировать представление  детей о снеговике, учить определять круглую форму, развивать мелкую моторику.

Задачи:

Образовательные:

1)  упражнять  в раскатывании  комочков пластилина круговыми движениями, соединять комочки вместе. 

Развивающие:

1)  Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка. Продолжать знакомить детей с предметами круглой формы. Продолжать формировать интерес к лепке.

Воспитательные:

  1. учить аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку, любоваться готовым изделием.

Раздаточный материал: Пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель : Загадывает загадку детям.

У него морковный нос,
И к метели он привык.
Любит зиму и мороз.
Это белый…

Дети: Снеговик.

Воспитатель : Правильно дети это снеговик.

После того как дети отгадают загадку, появляется неожиданно игрушка-снеговик.

Воспитатель: Дети , смотрите к нам в гости пришел снеговик. Поздоровайтесь с ним.  
          Дети: Здравствуй снеговик.

Воспитатель:  Здравствуйте дети.
          Воспитатель: Снеговик, а что ты без настроения? Что -то случилось у тебя?

Снеговик: Мне совсем грустно одному, у меня нет друзей.

Воспитатель:  Дети, давайте, мы слепим нашему снеговику друзей.
          Дети соглашаются.

Воспитатель : Дети, а какой формы голова и туловище снеговика.
          Дети: Круглой формы.

Воспитатель:  Правильно круглой формы.
          Воспитатель: Какого цвета снеговик?
          Дети: Белого.

          Воспитатель:  Молодцы.
          Воспитатель:  Значит нам понадобится пластилин какого цвета?
          Дети: Белого.

Пальчиковая игра.

Мы слепили снежный ком            (сжимаем ладошки)

Шляпу сделали на нем                  (руки»Крыша над головой»)

Нос приделали и вмиг                   (крутим кулаком у носа)

Получился снеговик                      (в воздухе описываем круги)

Воспитатель показывает , как нужно лепить снеговика.

Сначала нам нужно отломить кусочек пластилина от большого куска, раскатывать его круговыми движениями ладоней, что бы получился шарик. Обращать внимание детей , на то что один шарик должен получится маленький, а другой побольше. Воспитатель соединяет шарики между собой и показывает,  детям какой снеговик должен получиться.

Самостоятельно дети выполняют поделку снеговика.

Воспитатель: Дети у нас был один снеговик, а теперь много. Как вы думаете мы порадовали снеговика.

Дети: Да.

Снеговик: Спасибо вам большое дети. Порадовали вы меня, а теперь пора прощаться. Жарко тут у вас, я могу растаять. До свидания дети.

Дети: До свидания снеговик.

  1. Физминутка .

           Цель: обеспечить кратковременный активный отдых , создать бодрое настроение.

Снеговик в лесу пропал                Поднимают обе руки вверх, пальцы

                                                        раскрыты, руки скрещены              

Он куда-то убежал.                       Указательным и средним пальцами.

                                правой руки изображают бег

Может, испугался волка?             Обнимают себя руками,

                               изображая страх.

               

Может, зайка сбил с дороги?       Показывают руками ушки

                                   

И в сугробах тонут ноги?            Поочередно высоко поднимают  

                               ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...