Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

Баязитова Регина Рашитовна

Программа

Дополнительного образования

Направление: «Ознакомление с миром природы»

Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Табель посещаемости

Дополнительного образования

направление: «Ознакомление с миром природы»

тема:«Юный эколог» для детей 3-4 лет

Срок реализаций 1 год

                                                                                                Составил:    

                                                                                                воспитатель

                                                                                                Баязитова Р.Р

                                                                                                Запрашиваемая категория-

                                                                                                 первая

Туймазы 2018

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Принято                                                                              Утверждаю

На заседание педагогического совета                             Заведующий МАДОУ детский

№ от                                                                                    сад №20 г. Туймазы

                                                                                 ______________Хайруллина Л.Р.

                                                                                 Приказ      

Программа

Дополнительного образования

Направление: «Ознакомление с миром природы»

Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет

Срок реализаций 1 год

                                                                                                Составил:    

                                                                                                воспитатель

                                                                                                Баязитова Р.Р

                                                                                                Запрашиваемая категория-

                                                                                                 первая

Туймазы 2018

Содержание

 Введение

Пояснительная записка.

Виды деятельности.

Список детей посещающих кружок.

Тематический план

Используемая литература

Табель посещаемости

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность.

Основная цель работы кружка - формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Цель: Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; обогащать словарный запас; формировать и обогащать представления детей о явлениях природы.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; развивать мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать познавательный интерес, любознательность;  воспитывать самостоятельность.

Виды деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная).

2. Совместная деятельность: Наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, изменениями, происходящими в ней, деятельностью людей в природе; целевые прогулки; чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций; рассматривание картин из жизни диких животных; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; опыты и эксперименты, поисковая деятельность; игры (подвижные, дидактические, театрализованные);  различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.


2. Тематический план программы кружка «Юный эколог».

Сентябрь.

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Загадывание загадок; игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить». Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

2 неделя

«Осень-припасиха»

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина; беседа «Что растет на грядке?»

Заучивание физминутки». Мы капусту рубим.» Д.И «Узнай на вкус»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

3 неделя

Что нас лечит от простуды

Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность.

4 неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Экспериментирование: «Ладошки»

Наст. Игра «Круглый год»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Октябрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Игра «Найди растение», 

Физкультминутка «Цветы»,

Д.И «За каким растением спрятался Хрюша?»; Экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

2 неделя

«Осеннее дерево»

Нетрадиционная техника рисования: клякс графия.
Д,И: «Найди листок какой покажу»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

3 неделя

«Домашние животные»

Беседа домашние животные.

Д.И: «Кто что любит»,

Настольная игра «Зверята»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

4 неделя

«Дождик, дождик.

Пальчиковая игра «Дождик»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Ноябрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Воробьишка»

Подвижная игра: «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика: «Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова,

Подв.игра: «Лиса и птицы»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Чтение стихотворений,

П,И «Зайцы и волк», беседа,

Д,И:«Найди маму».

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

4 неделя

«Снежинка»

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Декабрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Наблюдение, беседа, игра: «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. 

2 неделя

«Плыли по небу тучки»

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. 

3 неделя

«Снежный хоровод»

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, 

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Январь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

2 неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова.

Чтение рассказа: Николаевой «Путешествие капельки»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

3неделя

«Жизнь птиц зимой»

Беседа, игра «Накорми птицу»,

Д.И «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

4неделя

«Мороз – удивительный художник»

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Февраль

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Беседа с элементами труда, экспериментирование

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» -настольная игра

Формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Март

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Чтение стихотворения «Март», «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Наблюдение, подвижные игры: «Семья» -настольная игра, сравнение кошки и собаки

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

3 неделя

«Забота о здоровье»

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Апрель

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Божья коровка»

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

2 неделя

«Жучки»

Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

3 неделя

«Пернатые гости»

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.), «Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

4 неделя

«Волшебница весна»

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Май

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Солнышко на травке»

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение.

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Пальчиковая гимнастика, игры с песком. Экспериментирование: «почему песок сыплется».

Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

4 неделя

 Экологическая тропа

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу». подв.игра» Раз, два, три к дереву беги»

Развивать умение наблюдать

Используемая литература:

  1. С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».
  2. Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
  3. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
  4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...