Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
Программа
Дополнительного образования
Направление: «Ознакомление с миром природы»
Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Табель посещаемости
Дополнительного образования
направление: «Ознакомление с миром природы»
тема:«Юный эколог» для детей 3-4 лет
Срок реализаций 1 год
Составил:
воспитатель
Баязитова Р.Р
Запрашиваемая категория-
первая
Туймазы 2018
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято Утверждаю
На заседание педагогического совета Заведующий МАДОУ детский
№ от сад №20 г. Туймазы
______________Хайруллина Л.Р.
Приказ
Программа
Дополнительного образования
Направление: «Ознакомление с миром природы»
Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет
Срок реализаций 1 год
Составил:
воспитатель
Баязитова Р.Р
Запрашиваемая категория-
первая
Туймазы 2018
Содержание
Введение
Пояснительная записка.
Виды деятельности.
Список детей посещающих кружок.
Тематический план
Используемая литература
Табель посещаемости
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность.
Основная цель работы кружка - формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Цель: Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; обогащать словарный запас; формировать и обогащать представления детей о явлениях природы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; развивать мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать познавательный интерес, любознательность; воспитывать самостоятельность.
Виды деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная).
2. Совместная деятельность: Наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, изменениями, происходящими в ней, деятельностью людей в природе; целевые прогулки; чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций; рассматривание картин из жизни диких животных; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; опыты и эксперименты, поисковая деятельность; игры (подвижные, дидактические, театрализованные); различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
2. Тематический план программы кружка «Юный эколог».
Сентябрь.
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Загадывание загадок; игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить». Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина; беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физминутки». Мы капусту рубим.» Д.И «Узнай на вкус» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. |
3 неделя | Что нас лечит от простуды | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Экспериментирование: «Ладошки» Наст. Игра «Круглый год» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. |
Октябрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Игра «Найди растение», Физкультминутка «Цветы», Д.И «За каким растением спрятался Хрюша?»; Экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Нетрадиционная техника рисования: клякс графия. | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
3 неделя | «Домашние животные» | Беседа домашние животные. Д.И: «Кто что любит», Настольная игра «Зверята» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
4 неделя | «Дождик, дождик. | Пальчиковая игра «Дождик» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. |
Ноябрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Воробьишка» | Подвижная игра: «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика: «Грачи»; Речевая игра «Кто же это?» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
2 неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, Подв.игра: «Лиса и птицы» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Чтение стихотворений, П,И «Зайцы и волк», беседа, Д,И:«Найди маму». | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
4 неделя | «Снежинка» | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
Декабрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | Ёлочка-зелёная иголочка | Наблюдение, беседа, игра: «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. |
2 неделя | «Плыли по небу тучки» | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. |
3 неделя | «Снежный хоровод» | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель» | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, |
Январь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
2 неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа: Николаевой «Путешествие капельки» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
3неделя | «Жизнь птиц зимой» | Беседа, игра «Накорми птицу», Д.И «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
4неделя | «Мороз – удивительный художник» | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
Февраль
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Выращиваем лук на окошке» | Беседа с элементами труда, экспериментирование | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» -настольная игра | Формировать представления об изменениях в природе; |
Март
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Чтение стихотворения «Март», «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Наблюдение, подвижные игры: «Семья» -настольная игра, сравнение кошки и собаки | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. |
Апрель
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Божья коровка» | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
2 неделя | «Жучки» | Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. |
3 неделя | «Пернатые гости» | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.), «Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
4 неделя | «Волшебница весна» | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
Май
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Солнышко на травке» | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
3 неделя | «Песочные фантазии» | Пальчиковая гимнастика, игры с песком. Экспериментирование: «почему песок сыплется». | Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
4 неделя | Экологическая тропа | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу». подв.игра» Раз, два, три к дереву беги» | Развивать умение наблюдать |
Используемая литература:
- С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».
- Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...