консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация на тему

Потапова Оксана Анатольевна

консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx187.7 КБ
Файл kultura_i_duhovnost_potapova.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте, не посещают музеи, в семьях  все чаще не сохраняют традиции.

Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала. 
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации.
 Актуальность: Проблема культурного развития личности, формирования ее духовности  находиться сейчас в числе приоритетных. Духовность – интегрированное свойство личности, показатель уровня   человеческих отношений; чувств,  нравственно –эстетической позиции, способности к сопереживанию. Она реализуется в деятельности, отношениях, общении.

               Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».

В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. То, что упущено в детстве,  никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.

              Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что

они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных

традициях. Поэтому мы  и решили создать  в нашем детском саду уголок русского быта.

Идея Проекта:  Изначально воспитатель Ксения Сергеевна привезла из музея села Чингис Ордынского района, НСО подаренные экспонаты и нам пришла идея собирать их и оформить мини музей в уголке холла напротив нашей группы,обратились с просьбой  к  родителям  воспитанников,  сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда . Совместно два педагога Ксения Сергеевна и Оксана Анатольевна создали макет русской печи и собрали первые экспонаты музея. Затем идею поддержали  другие педагоги коллектива,  администрация и для музея было выделено новое место в холле 3 этажа, где более безопасно и свободно разместился наш мини-музей. Так по крупицам стала  появляться наша  изба, где  есть и русская печь и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем,сундук, старинный утюг,прялка, самовар,  деревянные ложки, расписные разносы,глиняная посуда, стол с лавками, текстиль и многое другое.

Предметы стоят так, чтобы можно было к ним подойти,рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея являются частными атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть. Убранство комнаты – это подлинные предметы,которые своими эстетическими качествами, функциональностью, добротностью,удобством воздействуют на душевное состояние человека, являются источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.

Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины. 
Цель:  воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:

  • включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба»;
  • обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

повысить уровень педагогической культуры родителей;

Оценка эффективности проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. 
Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может 
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий.  Мини-музей является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки.


Перспективы Проекта : на базе созданного музея будут проходить 

-занятия по народной культуре;

-экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их;

- театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок;

- изготовление поделок-ручной труд (игрушек, кукол, роспись, аппликация).

Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта. 
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В настоящее время разработаны  тематические перспективные планы мероприятий,  и  создается сборник конспектов НОД и развлечений по возрастам; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются  игры,  накапливается наглядный материал. 
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители. 

Консультация для педагогов

«Мини-музей «Русская изба» – как средство патриотического воспитания дошкольников»

H:\проект русская изба 2018\P_20180515_111153.jpg

Подготовила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Потапова О.А.

НОВОСИБИРСК 2018

Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.

По какому пути пойти педагогу, чтобы решить эти проблемы? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, создавая и внедряя новые программы и технологии. Одним из способов решения данных вопросов является музейная педагогика.

Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.

Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

Мини-музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:

  • включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба»;
  • обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • повысить уровень знаний педагогов по данной теме.

«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея. Для создания интерьера избы были проведены беседы с сотрудниками краеведческого музея, изучены музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-развивающей среды «Русской избы» - ее развивающий характер.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Работа в нашем мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности. Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», « Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Так же знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек и народной вышивкой.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учреждения. Работа мини – музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.

Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наши мини-музеи интерактивны. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании.

Среда «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада.

Музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ? 
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим. 
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. 
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. 

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. 
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. 
Задачи:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: 

• "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников» Подготовила: Потапова Оксана Анатольевна воспитатель МАДОУ д/с №53 «Лесная сказка » НОВОСИБИРСК 2018

Слайд 2

Актуальность Проблема культурного развития личности, формирования ее духовности находиться сейчас в числе приоритетных. Духовность – интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений; чувств, нравственно –эстетической позиции, способности к сопереживанию. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле.

Слайд 3

Идея проекта «Мини-музей Русская изба» Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.

Слайд 5

Цель: воспитания у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям

Слайд 6

включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба»; обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества); познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой; прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство; воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире; повысить уровень педагогической культуры родителей; Задачи :

Слайд 7

Оценка эффективности проекта: результаты работы данного проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.

Слайд 8

Перспективы Проекта: НОД по народной культуре Экскурсии в музей Театрализованная деятельность Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация)

Слайд 9

Методическое сопровождение В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны тематические перспективные планы мероприятий в мини-музее, и создается сборник конспектов НОД и развлечений по возрастам; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, накапливается наглядный материал.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

Консультация для педагогов "Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Автором представлен материал о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Именно акцент на знание истории народа , его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к кул...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...

Консультация для педагогов ДОУ: «Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:1. создавать услов...

"Мини - музей в чемодане Русская изба», как средство патриотического воспитания.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29807328","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Фотоотчет можно посмотреть по ссылке: https://nsportal.ru/node/6375308...