Главные вкладки

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
    статья (старшая группа) на тему

    Гульнара Ринатовна Асадуллина

    Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нравственно-патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

    Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

    Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, к культуре и традициям. А это и есть начало процесса формирования патриотического воспитания дошкольника. Чувство патриотизма не возникает само по себе, а это есть результат длительной работы педагогов и родителей на разных этапах развития ребенка.

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

    Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.

    Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

    Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

    Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей  страны,  родного края.  Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент, как важнейшее условие в формировании личности ребенка. При этом акцент делается на процесс погружения воспитанника в истоки региональной культуры. Ведь понять и принять других, может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с  историей родного края, бытом и обычаями народов его населяющих.

    Дошкольный период  является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

    Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой и культурой малых народовФормирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее гражданско-патриотическое развитие детей. Важно с самого начала воспитывать и формировать у детей необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.

    В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы поведения. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

    Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

    Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление гражданско-патриотического воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

    Список литературы:

    1. Завельский,  Ю.В. Воспитание культурой. М., 2017.
    2. Леонова, Н.Н., Неточаева, Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников:  Целевой творческий практико-ориентированный проект. В помощь педагогу ДОУ / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева - Учитель, 2015. - 103 с.
    3. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие для педагогов / М.Д. Маханева. - ТЦ СФЕРА, 2012. - 96 с.
    4. Мухамедьяров, Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этническая история татарской народности М..1968 г.
    5. Писарева,  А. Е. Уткина,  В. В. «Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2017г.
    6. Ривина, Е.К.  «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»: Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет// Е. К. Ривина.- Мозаика-синтез, 2010 г.
    7. Шаехова, Р.К.  «Региональная программа дошкольного  образования» – РИЦ, 2012.-208 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

    нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО

    Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО....

    Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

    доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

    План педсовета на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

    Разработка плана проведения педагогического совета по теме:"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ",с темами выступления педаг...