Адаптационный период в группе раннего возраста «Здравствуйте, Я пришёл!»
консультация по теме

Шакирова Разиля Ишмуратовна

Адаптационный период в группе раннего возраста

«Здравствуйте, Я пришёл!»

 

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к новым условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. 
Адаптация - от латинского" приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального существования,к 
новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

 

Актуальность
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный период в группе раннего возраста

«Здравствуйте, Я пришёл!»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к новым условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. 
Адаптация - от латинского" приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального существования,к 
новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Актуальность
¬ Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения
полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
¬ Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста.
¬ Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.


Проблема
¬ При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ.
Цель
¬ Разработка способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ.


Задачи
¬ Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. 
¬ Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
адаптации к условиям ДОУ.


Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.


Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно
нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние, интерес к окружающему миру, налаживаются  
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.  Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен,
но не возбуждён. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются.
Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше.
Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам,
отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
 

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не

выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с

невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может

возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке

накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,

просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования

малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких

месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем

направлениям.

Факторы, определяющие характер адаптации.


Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

  • состояние здоровья ребёнка;
  • умение общаться с взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной деятельности т.е. умение действовать с предметами;

    Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который
    может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с 
    психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером
    взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры – всё это может явиться, причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.


Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

H:\Разиля ишм фото\DSCN1340.JPG H:\Разиля ишм фото\DSCN1341.JPG

H:\Разиля ишм фото\DSCN1343.JPG

Основные задачи воспитания на данном этапе

Закладывать основы будущей личности:
1. воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
2. закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

3. закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
4. поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
5. пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,
иллюстрации, музыка).


Наша модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры с песком.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка (семейные фотоальбомы).
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.

Итак, в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку желание
идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного
легче пройдет адаптация.