картотеки
картотека (средняя группа) на тему
Пальчиковая,дыхательная и зрительная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_artikul._dyhatelnaya.docx | 51.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая
Гимнастика
Пальчиковая гимнастика. Лето. (СРЕДНЯ-СТАРШАЯ ГРУППА).
Пальчиковая гимнастика «Капуста
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Хозяйка однажды с базара Сжимают и разжимают пальцы.
Пришла,
Хозяйка с базара домой
принесла:
Картошку, Загибают поочерёдно пальцы.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Ю. Тувин
Пальчиковая гимнастика «Морковка»
Не морковка - загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
Методические указания.
Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.
Пальчиковая гимнастика «Свекла»
Хотя и сахарной зовусь
От дождя я не размокла.
Кругла, крупна, сладка на вкус.
Узнавали вы? Я ….(свекла)
Методические указания.
Кисти стряхивают воду. Показывают круг, большой щепоть поднести ко рту, развести руками.
Тема: «Фрукты»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Игра с массажными мячиками «Слива»
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят. название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас – Беда!!! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки
«мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
Н. Нищева Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины, с мизинца.
И бананы, и гранаты Витаминами богаты.
ОСЕНЬ
Тема: «Осень»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,
медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины, больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный. большие пальцы – ручка.
А второй – лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка, начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, ягода».
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягода лесная!
Ты поспела и вкусна
Мы лукошко несем
Всю тебя мы соберем.
Мет. укз.. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.
Пальчиковая гимнастика «Осенью»
Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Тема: «Профессии»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.
Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу.
А тут отключили свет.
Повар леща берет Загибают пальцы на левой руке.
И опускает в компот
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он! Разводят руками.
Тема: «Сезонная одежда».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Упражнение с массажными мячиками «Новые кросовки»
В кроссовках нарядных Катят мяч вперёд.
Весёлые ножки
Вприпрыжку бегут Катят мяч назад.
По песчаной дорожке.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Сжать пальцы в кулачок.
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного.
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, Сжать пальцы в кулачок.
как живешь?
Пальчиковая гимнастика «Ботики»
Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. «шагают» по столу.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному
По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.
Тема: «Мебель»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
(Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
Будем мебель мы считать: Сжимать и разжимать пальцы.
Кресло, стул, диван, табуретка, Загибать пальцы на правой руке,
начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка. Загибать пальцы на левой руке,
начиная с мизинца.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире. кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку. больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Пальчиковая гимнастика «Стул»
Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе)
Вот вам стул на удивленье.
Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»
В нашей комнате — столовой — На каждое название предмета
Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают
СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
Пальчиковая гимнастика старшая группа.
Тема: «Наша Родина»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в «замок».
С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Пальчиковая гимнастика «Все родное»
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Мет. указ. Скользящие хлопки ладонями.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). Дети показывают «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое! Показывают солнце.
Здравствуй, небо голубое! Показывают небо.
Здравствуй, вольный ветерок! Показывают «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок! Показывают «дубок»
Здравствуй, Утро! Жест вправо.
Здравствуй, День! Жест влево.
Нам здороваться не лень! Разводят обе руки в стороны.
Тема: «Новый год»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка
Кукол, мишек и машины, загибают по одному пальцу: сначала
Попугая и пингвина, на правой, потом на левой руке.
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Утром дети удивились, Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали что угодно, Сжимают и разжимают пальцы.
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, Руками рисуют в воздухе три круга.
Глазки весело горят, Закрывают и открывают ладонями
глаза.
А перед ними ёлочка Хлопают в ладоши.
Пушистая, в иголочках.
Г. Утробин
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики, Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки, Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, Пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет. Трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: Хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то
другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;
руки под щёку.
Пальчиковая гимнастика «Зимой»
Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном,
Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком. Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Лыжи, Скользить по столу ладонями вперед-назад
Санки Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад
И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
Мчатся наперегонки.
Тема: «Домашние животные».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка:
«Му-у». Смотри, какие рога!
Пальчиковая гимнастика «Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».
На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи. Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
Пальчиковая гимнастика «Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Пальчиковая гимнастика «Поросята»
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
Тема: «Животные наших лесов».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
Всем тепло уютно в нём.
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Пальчиковая гимнастика «Волк»
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да Щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк.
Указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимает к сомкнутым четырем пальцам, то опускаем, изображая волчью пасть.
Пастью щелкает напрасно –
Заяц бегает прекрасно!
Расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу.
Пальчиковая гимнастика «Топ топ»
Топ-топ! Топотушки!
Скачет зайчик на опушке.
Слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук.
Ежик спрятался под елкой,
У него торчат иголки.
Сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу.
Тема: «Домашние птицы».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.
Все красивы хороши!
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
Мет. указ. Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.
Пальчиковая гимнастика «Гусь»
Гусь гнездо свое чинил
Гусь считалку сочинил:
И гогочет, и гогочет
Заучить считалку хочет.
Мет. укз.. Больш. и указ. пальцы соединены в клюв.
Тема: «Животные севера».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «На севере белый мишутка живет…»
На севере белый мишутка живёт,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(Загибать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог)
Речевая подвижная игра «Пингвины на льдинах»
Черно – белые пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
А моржа вдруг увидали,
Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Тема: «Профессии».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «Продавец»
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят:
Есть матрешки расписные,
Есть машины заводные.
Мет. указ. Ритмично хлопать в ладони, бить кулачек о кулачек, заводить ключом машину.
Пальчиковая гимнастика «Почтальон»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету,
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
Мет. указ. Сжимать и разжимать кулаки, шагать пальчиками по столу, загибать пальцы, начиная с большого.
Пальчиковая гимнастика «Гномики –прачки»
Жили были в домике
маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,
1,2,3,4,5. Стали гномики стирать.
Токи – рубашки, Пики - платочки,
Лики – штанишки, Чики – носочки,
Мики умницей был,
Всем водичку носил.
Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого, трут кулачками друг о друга, загибают пальчики.
Тема: «Транспорт».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
Пальчиковая гимнастика «Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у !» Одновременно пошевелить большими пальцами
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, Поднять выпрямленные ладони вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам Имитация движений волн и рыбок.
Плывут рыбки тут и там.
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали»
Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.
Сжать пальцы в кулачок.
Крыльями махали.
Сели. Посидели
И дальше полетели.
Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук. Постукивать по столу подушечкой
указательного пальца правой руки.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,
начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать
« клюв» - « птицы поют
Тема: «Наши мамы».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается! Мимика, жесты.
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны,
затем крепко обхватывают себя за плечи.
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,
сначала на одной, затем на другой руке.
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель
– Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью.
Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью.
Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй.
Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
Тема: «Посуда»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на
И большую поварёшку. каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в
ладоши попеременно.
Пальчиковая гимнастика «Чайник»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Сжать руку в кулак, большой палец оттопырен, — это «носик чайника». Наклонить кулак так, чтобы «носик чайника» оказывался над «чашкой». «Наливая» чай, произносить «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды).
Тема: «Русская игрушки».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Небылицы»
У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
- Петушок, петушок, - Соединить на руке указательный и большой палец.
Золотой гребешок, - Сделать «замок» из пальцев.
Масляна головушка, – Погладить рукой по голове.
Шелкова бородушка, - Погладить рукой по подбородку.
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – Закрыть глаза и сложить ладони под щеку.
Солнышко-вёдрышко
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Одной рукой я травку рву,
Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх
Пальчиковая гимнастика.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Дыхательная гимнастика
дыхательная гимнастика старшая группа
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными, сжимаются только ладони. После активного вдоха выдох свободно осуществляется через нос или рот, кулаки в это время разжимаются. Не следует растопыривать пальцы при выдохе, они так же свободно расслабляются после сжатия, как свободно происходит выдох после каждого вдоха.
шумных вдоха носом, руки опустить и отдохнуть 3–4 с. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова остановиться на дыхательную паузу.
Норма: 24 раза по 4 вдоха носом, или 12 раз по 8 вдохов, или 3 раза по 32 вдоха.
.
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.
На выдохе кисти рук вернуть в исходное положение (на пояс), пальцы сжать в кулаки, плечи расслабить. Выше пояса кисти рук не поднимать.
8 вдохов-движений.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений, или 6 раз по 16 вдохов-движений, или 3 раза по 32 вдоха-движения.
Упражнение «Погончики» можно делать сидя, стоя или лежа.
Упражнение «Насос»
выпрямляться, и снова сделать наклон с коротким шумным вдохом.
строевого шага. Сделать подряд 8 наклонов-вдохов, после чего остановиться, отдохнуть 4–5 с и снова выполнить 8 упражнений.
.
Упражнение «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.
Упражнение напоминает крадущуюся за воробьем кошку. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делать руками хватающее движение.
Кисти рук не следует отводить далеко от пояса, чтобы корпус не «заносило» на поворотах. При повороте вправо слегка присесть – вдох, колени выпрямить – выдох. Повернуться влево, слегка присесть, кистями рук сделать легкое сбрасывающее движение – вдох. Сразу же после этого выпрямить колени – пассивный выдох. При выполнении упражнения следить за тем, чтобы спина была абсолютно прямой, поворот – только в области талии.
.
Упражнение «Обхвати плечи»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука оказывается одна над другой, причем не важно, какая над какой. Не следует менять положение рук, а также широко разводить их в стороны и напрягать.
Сразу же после короткого вдоха руки должны слегка расходиться в стороны, не доходя при этом до исходного положения. В момент вдоха локти сходятся на уровне груди, образуя как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получается квадрат. В этот момент на выдохе воздух должен уходить абсолютно пассивно. Таким образом, одновременно с каждым обхватыванием необходимо «шмыгать» носом.
После нескольких недель тренировок при выполнении упражнения в момент встречного движения рук можно слегка откидывать голову назад.
Важно!
тренироваться следует без него. Когда все остальные упражнения уже освоены и выполняются без затруднений, можно включить в комплекс данное упражнение.
.
Упражнение «Большой маятник»
Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений «Насос» и «Обхвати плечи», каждое из которых делается 2 раза подряд, переходя друг в друга.
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже – вдох. И сразу, без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, выполнить наклон назад, руками обхватить плечи – вдох. Наклониться вперед – вдох, откинуться назад – вдох. Выдох происходит в промежутке между вдохами, при этом не следует его задерживать или «выталкивать».
Упражнение «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение «Ушки»
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.
Внимание! выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. При выполнении упражнения следует стоять ровно и смотреть прямо перед собой и как бы мысленно кому-то говорить: «Ай-ай! Как не стыдно!». Плечи при этом необходимо попытаться удержать в абсолютно неподвижном состоянии (это упражнение напоминает «Китайского болванчика»). Выдох должен уходить пассивно в промежутке между вдохами, но голову при этом посередине не останавливать.
Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
Упражнение «Перекаты»
Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Теперь левая нога прямая, вся тяжесть тела падает на нее. Согнутая в колене правая нога находится спереди на носке для поддержания равновесия и согнута в колене (на нее не опираться). Приседая на левой ноге, одновременно сделать короткий шумный вдох носом. Снова перенести тяжесть на стоящую впереди правую ногу.
Менять положение ног (переставлять их) следует либо после каждой «тридцатки» (в таком случае упражнение выполняется 6 раз по 32 вдоха-движения), либо после каждых 8 или 16 вдохов-движений. В общей сложность необходимо набрать две «сотни» вдохов-движений, по «сотне» на каждую ногу.
При выполнении упражнения «Перекаты» следует соблюдать следующие правила:
– приседание и вдох делаются строго одновременно;
– вся тяжесть приходится только на ту ногу, на которой совершается приседание;
– после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела на другую ногу;
– приседания должны быть легкими, пружинистыми. Низкие приседания делать нельзя!
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Упражнение 1 « Окошко».
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность нижней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык продвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы губы растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 2. « Ниточка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.
Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.
Методические указания: 1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед; 2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами; 3) положение сжатых губ должно быть симметричным.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 3. «Заборчик».
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Ход выполнения упражнения: обнажить верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
Методические указания: 1) следить, чтобы при улыбке верхняя губа не поднималась, не натягивалась на верхние губы; 2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; 3) нижняя челюсть не подвижна; 4) улыбка симметричная.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 4. «Трубочка».
Цель: выработать движение губ вперед.
Ход выполнение упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5
Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 5. «Лопатка».
Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до 5.
Методические указания: 1) губы растянуть в улыбку; 2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 6. «Иголочка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5.
Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 7.»Маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться. Приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 8. «Качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу(потянуться к носу).
Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы остались неподвижными;2) язык должен оставаться широким; 3)следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 9. «Маленькие качели».
Цель: увеличивать подвижность , развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх – вниз.
Методические указания: 1) язык остается широким; 2) нижняя челюсть неподвижна; 3) активно работает только кончик языка.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 10. «Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношение звука «Ш».
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: 1)следить, работал только язык. а нижняя челюсть не помогала, не подсаживала язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, вернуться к упражнению 5.как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 11. «Кошка лакает молоко».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, активизировать боковые края и кончик языка.
Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются,. На счет «раз» широкий язык загнуть к подбородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. на счет «три» - не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.
Методические указания: 1) следить. Чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными., работает только язык. 2) следить. Чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 13.»Катушка».
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед – назад, не отрывая языка от зубов.
Методические указания: 1) следить, чтобы язык оставался широким ,боковые края касались коренных зубов. 2) контролировать симметричное положение языка;3) контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 13. «Барабанщики».
Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и отстучать кончиком языка за зубами, много кратно и отчетливо произнося звук «Д». сначала звук произносить медленно, затем ускоренно.
Методические указания: 1) рот должен все время открыт, губы в улыбке ,нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.2) следить, чтобы звук «Д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.3) кончик языка не должен заворачиваться.4) звук «д» нужно произносить так ,чтобы ощущалась выдыхаемая струя.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 14. «Блинчик».
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя –пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижнюю губу;2)язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 15. «Почистим зубы».
Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по переднему краю зубов;3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 16. «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, кончик языка спрятать за нижние зубы, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась верхнего неба.
Методические указания: 1) следить за тем, чтобы спинка языка была поднята;2) края языка не должны выходить за границу зубов и выварачиваться;3) рот сильно не открывать.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 17. «Чьи зубы чище».
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки.2)двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3) двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 18. «Часики»
Цель: отрабатывать движение языка вправо- влево и умение владеть языком.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка выполнять движение из стороны в сторону, касаясь попеременно уголков губ.
Методические указания: 1 губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2 следить, чтобы работал только язык. 3.сначала выполнять упражнение медленно, затем увеличить темп.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 19. «Индюк».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (бл-бл)(как индюк болбочет).
Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. чтобы движения языком были вперед- назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасывать вперед.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 20. «Грибок».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.(Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка- его ножку).
Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.2. боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно- ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 21. «Пароход гудит».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение22. «Фокус».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть вату, положенную на кончик носа. воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Методические указания: 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 23. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягивают меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).
Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания: 1.следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2. открывать и закрывать рот, удерживать его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 24. «Парус».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка потянуться к носу.
Методические указания: 1. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 2. Передний край языка должен быть узким напряженным. 3. Язык должен высовываться, как можно дальше и выше.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 25. «Болтушка».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и ритмично выполнять движения языком вперед- назад, произнося при этом (бр- бр- бр).
Методические указания: 1. Не открывать рот широко. 2. Если упражнение не получается, сначала выполнять просто движения вперед- назад, не подключая голос, а затем вернуться к правильному выполнению .сначала выполнять медленно, затем увеличить темп.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 26. «Приклей конфетку».
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, затем поднять его к верхнему небу и присосать, приклеить кусочек ириски к небу за верхними зубами.
Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. рот открывать не шире чем на 1-2 см. 3.если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 27. «Маляр».
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком язык твердое небо, делая движение вперед- назад.
Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть подвижны.2. следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовывался изо рта.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 28. «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкивать кончиком языка(как лошадка цокает копытами).
Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается ,нужно предложить ему выполнить упражнение « приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 29. «Желобок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение владеть языком.
Ход выполнения упражнения: высунуть широкий язык, боковые края языка поднять вверх.
Методические указания: 1. Если упражнение не получается, поставить шпатель по середине языка, а края языка приподнять чистыми указательными пальцами ребенка. 2. Рот не открывать широко.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
Упражнение 30. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, неприрывную струю, идущую посередине языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «Ф»,сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук «Ф», а не звук «Х» т.е.чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Используемая литература: Ханьшева Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на - Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...