Игры по темпераменту детей
консультация на тему

Ташпаева Дания Даниловна

Игры по темпераменту детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_temperamentu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры по типу  темперамента детей»

Жизнь детей — это игра.

  Дети играют потому, что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Все дети играют по-разному: одни активны, другие медлительны, одни берутся за игру и тут же ее бросают, другие могут долго сидеть за одним и тем же занятием.

Во многом это зависит от проявления детского темперамента, который закладывается еще до рождения ребенка и начинает проявляться буквально с первых дней его жизни.

Выделяется четыре типа темперамента, но в реальности чаще всего они встречаются в смешанном виде.

И все же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого человека можно отнести к определенному темпераментному типу.

Сангвиники  - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - спокойны, уравновешенны, неспешны, постоянны, упорны, немногословны.

Холерики - быстры, порывисты, неуравновешенны, инициативны, решительны, конфликтны, общительны.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Как проявляется темперамент детей в игре.

Сангвиники любят подвижные шумные игры, которые сами и организовывают, и веселые соревнования, в которых часто и побеждают, а если и проигрывают — то не расстраиваются. Сангвиники любопытны, им интересно все новое — предлагайте им разнообразные игры и занятия, но следите, чтобы они доводили их до логического конца.

     Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Для этого подойдут игрушки-трансформеры, которые имеют множество вариаций и требуют длительной концентрации внимания, а самым маленьким - погремушки и пирамидки со съемными деталями. Хороши также электронные игрушки. Задача родителей - постоянно заинтересовывать ребенка, предлагать ему новые идеи, заставляя иначе взглянуть на старую игрушку. Главная задача - научить сангвиника как можно дольше играть с одной и той же игрушкой.

ИГРА «ЛЯГУШКИ»

Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

 Содержание: Все дети сидят на маленьких подушечках.

Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

-Две лягушечки с утра съесть хотели комара!  

                               Далее взрослый говорит:

-Комары все улетели,

И лягушки их не съели!

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

-Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора!

ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

Содержание:

 Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

- Самолет летит по небу,

 В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

Взрослый говорит:

- На машине я поеду,

  Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держат ся за руль, рычат, подражая звуку мотора.

Взрослый выполняет движения вместе с детьми.

Флегматики любят спокойные, даже однообразные игры, они усидчивы и могут подолгу играть наедине с самими собой. Создайте такому ребенку уголок для игр и обеспечьте его всевозможными конструкторами и развивающими играми. Флегматики очень медлительны и им нужно время, чтобы вникнуть в суть задания. Формируйте у ребенка интерес к двигательной деятельности, поощряйте его инициативу.

Чтобы повысить самооценку флегматика и выработать уверенность в себе, следует с особой осторожностью относиться к играм, в которых ребенка может ждать поражение. Прежде чем научить флегматика проигрывать, необходимо возбудить у него интерес к играм вообще. Выработать быстроту реакции помогут игры, требующие движения. Для этих целей подойдут любые крупномасштабные игрушки: кубы-вкладыши, большие машинки, куклы, тележки, спортивные снаряды. Научить флегматика открыто выражать свои эмоции можно при помощи игр-диалогов. Они воспитывают умение слушать и слышать, сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать свое мнение и выражать эмоции.

ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»

ЦельВоспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание: Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др.

Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части. Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Содержание: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

Холерики находятся в постоянном движении и любят шумные игры. Учитывая их непоседливость, предлагайте занятия, в которых чередуются разные виды деятельности. Информацию холерики усваивают быстро, но на следующий же день могут ничего и не вспомнить. Развивайте усидчивость холериков, давая им творческие задания и занятия, требующие концентрации на мелких деталях.

Научить холерика играть самостоятельно помогут вымышленные зрители - куклы, мягкие игрушки. А снизить возбудимость, успокоить и направить бьющую через край энергию в нужное русло можно при помощи интеллектуальных игр, требующих принятия решения. Примером таких игр для самых маленьких являются всевозможные фигурки-вкладыши. Игры с ярким финалом научат ребенка запоминать и выполнять определенные правила (порядок и последовательность действий). Холерику неинтересно просто так катать машинку или качать куклу - в любой игре для него важен не процесс, а конечный результат. Малыш должен знать, ради чего он соблюдает правила. Дети этого типа проявляют к игре интерес лишь в том случае, если знают, к чему стремятся.

ИГРА «КОРШУН»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

Содержание:  Взрослый надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками.

Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только взрослый говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в домик.

После этого взрослый выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение взрослый предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.

ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кенгуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна...).

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшими братом или сестрой.

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»

Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

Содержание:  Все играющие стоят напротив взрослого, который говорит им:

- Раз, два, три, четыре, пять,

  Начинаем мы играть.

  Вы смотрите, не зевайте

  И за мной все повторяйте,

  Что я вам сейчас скажу

  И при этом покажу.

Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:

«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.

Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, взрослый  может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидя щие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача во дящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

Меланхолики, как никто другой, нуждаются в родительской любви, внимании, теплоте, ласке, позитивной оценке, поощрении, тактильных контактах и поддержке. Меланхолики любят постоянство. Они усидчивы, предпочитают спокойные творческие занятия: лепку, рисование, игры с мягкими игрушками. И не любят игры-соревнования, в которых на них ложится большая ответственность. Не перегружайте ребенка большим количеством игр и развивайте его высокие интеллектуальные способности.

Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Для этого как нельзя лучше подойдут игры «с секретом», которые дают мощный импульс к получению новой информации и достижению цели. Самые распространенные примеры игр «с секретом» - матрешки, игрушки, издающие различные звуки, и трансформеры. Нужно поощрять стремление малыша разобрать игрушку, посмотреть, что у нее внутри, сделать из нескольких игрушек одну.

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь, плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

ИГРА «ИЩУ ДРУГА»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Содержание: 

Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.

Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть по дыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры под темперамент!!!

С рождения, да что там с рождения, еще в утробе, каждый ребенок обладает индивидуальным природным темпераментом. Он проявляется во всех областях: в скорости мышления, речи, мимике, подвижности, манере...

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

Методическое пособие по определению темперамента детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года) «Консультации для родителей «Какой темперамент у вашего ребенка?»

Уважаемые коллеги!Данные рекомендации адресованы родителям детей 1,5-3 лет, чтобы помочь им определить темперамент их ребенка для лучшего взаимопонимания между взрослым и ребенком, а также для лучшей ...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....