Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

В методических рекомендациях по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста раскрывается содержание образовательной среды для всех видов детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

             В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

            Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

                       Центр «Воды и песка» помогает  воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет об  игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

                      Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом рассыпать и снова строить.

                      Мы отметили, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

                       Работа с детьми в центре воды и песка требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и,  чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.

J:\Новая папка\пляж дети.jpg

                 Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В центре  развивающих игр  мы собрали  материал, направленный на развитие:

  • сенсорного  восприятия,
  • мелкой моторики,
  • воображения,
  • речи,
  • тактильной чувствительности,
  • координации движений,
  • формирование коммуникативных навыков,
  •  развитие пространственной ориентации,
  • развитие зрительного внимания у детей.

                 Дидактический стол  является частью центра развивающих игр. Работа  с дидактическим столом организуется  нами в группе по двум направлениям:

  1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие  сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

J:\Новая папка\1068038.jpg

        

                 Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами.

                Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым.

                В  центре сюжетно-ролевой игры мы собрали игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта и закрепляют знания детей о названии и назначении предметов окружающей действительности.

                Мы проводим игры-занятия с использованием игрушек этого центра для расширения представлений и умений действовать с ними, переносить полученные знания и навыки в самостоятельную игру и повседневную жизнь.

                  Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее все необходимые условия.

                 Мы привлекаем внимание  детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям. Развиваем эстетическое восприятие  окружающих предметов.

                 Побуждаем детей, задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

                 Стараемся вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, глиной.

                 Формируем представление о том, что карандашами, красками рисуют, а из глины лепят.

                 Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Формирование центра двигательной активности требует от нас продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.  

                 Центр двигательной активности мы составили из четырех частей.

                 В одной части сгруппировали крупные спортивные модули: пароход, мостик, где дети закрепляют основные виды движений.

                 Во второй части организовали физкультурный уголок, где собрали пособия и атрибуты, необходимые для организации подвижных и самостоятельных игр детей  данного возраста.

                 В третьей части  собрали  технические игрушки: машины, грузовики, легковые автомобили, тележки, каталки, которые способствую развитию двигательной активности детей.

                 В четвертой части разместили машины, на которых малыши могут кататься сами. Они дают возможность детям активно двигаться.

                  В доме книги мы приобщает детей к рассматриванию рисунков в книги, побуждаем называть знакомые предметы.

                  Рассказываем детям о содержании несложных сюжетных картинок, приучаем детей задавать воспитателю вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

                  Предлагаем воспроизводить действия (движения) персонажа: «Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп».

                  Обращаем внимание и  поощряем ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

                  Предоставляем детям возможность, договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

                 

J:\Новая папка\act26.jpg

           В раннем возрасте необходимо создать предпосылки для организации театрализованных игр.

          Для этого в группе создан уголок ряженья и театрализованной игры. При подборе материала для этой деятельности мы сделали акцент на народный стиль материала, что является приоритетным для ДОУ и для группы.

         Через предметы ряженья, игры-драмматизации, мы приобщаем детей к творческой самостоятельности, умению использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения).

         Воспитываем любовь к театру. Широко используем разные виды театра, особенно бибабо, кукольный. Показываем детям театральные постановки по мотивам русских народных сказок, песенок-потешек, приглашаем для участия детей старшего возраста.

         Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру. Они очень любят наряжаться, используют имеющиеся костюмы или элементы.

        

                  Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет нам организовать различную их деятельность на протяжении всего  года. Это прежде всего длительные наблюдения за цветением комнатных растений.

                                    Важно, чтобы комнатные растения хорошо себя чувствовали: хорошо росли, выглядели, цвели. В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные растения. Все комнатные растения мы эстетически оформили: в кашпо, в композициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.       Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста ор­гани...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;  Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...