Вариативные формы предоставления дошкольного образования
статья на тему
Вариативные формы предоставления дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дронова Е.Д.
ст.воспитатель ГБОУ Школа 2120, ДОП-5
«Вариативные формы предоставления дошкольного образования»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью создания вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей в ДОУ, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Семейная дошкольная группа
Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.17 и 64 Закона об образовании в РФ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования. Одним из возможных путей решения вопроса обеспечения гарантии прав граждан на получение доступности образовательных услуг дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу может стать развитие вариативных форм организации работы с дошкольниками путем создания семейных дошкольных групп.
В 2015г. в МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» появилось структурное подразделение: семейная дошкольная группа. Ее появление стало результатом большой предварительной работы, проведенной на двух уровнях:
- управления образования и администрации Баганского района;
- самого ДОУ.
На 1-м уровне была сформирована нормативно-правовая база:
- создано Положение «О создании районной экспериментальной площадки по отработке модели «семейного детского сада», в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм дошкольного образования, поддержки материнства и детства, снижения очередности в дошкольные образовательные учреждения,
- создана комиссия и обследованы социально-бытовые условия семьи;
- создано две семейные дошкольные группы на базе ДОУ;
- утвержден список детей-воспитанников семейных дошкольных групп (СДГ).
На 2-м уровне был разработан пакет документов, регламентирующий деятельность учреждения и СДГ:
- изменение штатного расписания с введением двух дополнительных ставок воспитателя;
- разработаны Должностная инструкция воспитателя СДГ, трудовые договора, договор между ДОУ и СДГ, оформлены личные дела воспитанников группы, документация по соблюдения правил СанПиНа.
Главной целью групп является присмотр, уход и оздоровление детей в условиях семьи без реализации ООП. Воспитанниками двух семейных дошкольных группы являлись 9 детей, в настоящее время функционирует одна СДГ- 3 ребёнка. Детским садом определена модель взаимодействия воспитателей СДГ с учреждением: медицинская сестра курирует вопросы соблюдения требований СанПиН, проводит обучение по организации питания. Заместитель заведующего руководит методической грамотностью воспитателей по выполнению режимных моментов, по методике закаливания детей; организовывает взаимодействие воспитателей с педагогами - специалистами ДОУ. Я, как руководитель координирую всю деятельность, оформляю трудовые отношения, инструктирую воспитателей по технике безопасности, обеспечиваю взаимодействие с ЦРБ с.Баган по медицинскому обслуживанию воспитанников, осуществляю контроль. Это позволяет не только систематически получать новый опыт работы детского сада, но и при возникновении рабочих вопросов сразу находить их решение. Учитывая невозможность воспитателей СДГ встречаться в стенах детского сада без детей, для реализации всего процесса, было найдено удобное время встреч с администрацией и принято решение проводить их на дому семейной группы, либо по телефону и через электронную почту. А члены администрации ДОУ разработали и передали воспитателям памятки, графики, правила, учитывая «домашний уклад» группы. Дети воспитываются согласно утвержденному приказом заведующего ДОУ режиму дня. В нем отражены и время функционирования группы, и проведение всех режимных моментов: утренней гимнастики, одевания/раздевания детей, питания, прогулки, закаливающих процедур.
Семейные дошкольные группы, как новое структурное подразделение нашего учреждения действует три года. Конечно, возникающих вопросов пока много. Но преимуществ, как нам видится, еще больше: мамы - воспитаетели получили не только новое рабочее место без отрыва от семьи и воспитания детей, но и огромный поток новых знаний, которые, всерьез помогают правильно растить и воспитывать своих детей. Детская жизнь этих дошколят организовалась так, что стала насыщенной и интересной, по-настоящему полезной для них. Мы постоянно приглашает их на различные праздники и развлечения.
Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.
Конечно, введение такой модели не может быть массовой, но есть уверенность, что за ней будущее. К тому же она вызывает интерес у определенной части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.
Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.
Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативные формы организации дошкольного образования
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-47569-1378021870.jpg)
Статья: Вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования - решение задачи доступности первого уровня общего образования.
В данной статье представлен материал об открытии и функционировании семейной дошкольной группы как структурной единицы образовательного учреждения.Даны ключевые понятия, перечень нормативных документо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840128-1477911223.jpg)
Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-237292-1367669035.jpg)
Доклад "Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"
Вариативные формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-900710-1488706186.jpg)
Приказ "Об использовании вариативных форм предоставления дошкольного образования и реализации проектов инновационного развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году.
В целях оказания всесторонней помощи семье и формировании навыков самостоятельности в обучении, в воспитании и развитии способностей воспитанников при занятости родителей, а также c целью реализации в...
"Консультативный пункт как одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания (как результат работы по проекту "Мы вместе, мы рядом")
Цель консультационного центра: повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) дошкольников.Задачи консультацион...