Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
статья

Фокина Галина Юрьевна

Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Дошкольное образование призвано обеспечить равные стартовые условия для своевременного и полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста как основы его социализации и успешного обучения в основной общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение вариативности форм качественного дошкольного

образования в условиях реализации ФГОС.

Для России XXI век стал временем качественных изменений в сфере дошкольного образования, временем перехода к вариативности, выраженной на концептуальном уровне, что определило существенные перемены в организационных, психолого-педагогических, содержательных и технологических основах дошкольного образования и воспитания. Так, сегодня создание эффективной сети учреждений/организаций дошкольного образования опирается на предварительное проведение региональных мониторинговых исследований образовательных потребностей местного сообщества. Такие исследования дают возможность проанализировать родительский запрос в отношении дошкольного образования, определить образовательный уровень детей-дошкольников, посещающих и не посещающих детские сады, выявить и систематизировать оптимальные условия продолжения их образования, в зависимости от их уровня актуального развития. Кроме того, формирование гражданского заказа на развитие сети дошкольных образовательных учреждений реализуется:

- через информирование граждан в средствах массовой информации о перспективах развития сети дошкольных образовательных учреждений;

- через диалог экспертов — представителей образовательного сообщества и родителей, направленный на формулирование гражданского заказа к дошкольному образованию;

- через семинары и дискуссии в профессиональном сообществе, направленные на формирование общих представлений о результативности образования и способах методического сопровождения образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (например, на муниципальном уровне сегодня весьма активно создаются ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным организациям соответствующей территории).

Особое внимание при определении социального заказа как одного из важных направлений развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. В частности, сеть призвана ответить на запрос дошкольного образования относительно детей, имеющих особые образовательные потребности. Это предполагает институционализацию наряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов, как:

• группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

• группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

• группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;

• адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Например, в сфере дошкольного образования приоритетными стали следующие направления: выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования, обеспечение его шаговой доступности, создание условий выбора родителями наиболее удобной формы воспитания для ребенка. Особенный акцент делается на охват детей, по тем или иным причинам не посещающих детский сад, оказание помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста дома. Это способствует развитию вариативных форм дошкольного образования, к которым в настоящее время относятся следующие.

Группы кратковременного пребывания — вариативная форма дошкольного образования, реализующая программы дошкольного образования (от двух месяцев до семи лет). Группы кратковременного пребывания создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности. В настоящее время к группам кратковременного пребывания относятся следующие группы:

— «Адаптационная группа» — для детей от двух месяцев до трех лет — направлена на обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольное учреждение;

— «Группа развития» — для детей от трех до семи лет — нацелена на всестороннее развитие детей, их социализацию в коллективе сверстников и взрослых;

— «Играя, обучаюсь» — для детей от полутора до семи лет — направлена на обеспечение освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

— «Будущий первоклассник» — для детей 5 — 6 лет — создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

— «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от трех до семи лет — нацелена на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

— «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» - для детей от двух до семи лет — создается с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

— «Юный олимпиец» — для детей от четырех до семи лет — направлен на физическое развитие и приобщение детей к спорту;

— «Учусь плавать» — для детей от двух до семи лет — имеет цель обучения детей различным способам плавания;

— «Домашний детский сад» — для детей от года до семи лет — структурное подразделение дошкольной образовательной организации, действующее в жилом здании;

— «Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Особый ребенок» — создаются с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения от двух до семи лет, консультативно-методической поддержки родителей (или законных представителей), формирования у детей предпосылок учебной деятельности и социальной адаптации.

Содержание образовательного процесса в разных видах групп кратковременного пребывания определяется образовательной программой дошкольной образовательной организации, которая включает гибкое содержание обучения и разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие индивидуализированное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Центр игровой поддержки ребенка создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от шести месяцев до трех лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Основными задачами Центра игровой поддержки ребенка являются: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка; обучение родителей и специалистов способам применения различных игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов дошкольной образовательной организации с современными видами игровых средств обучения.

Содержание и методы работы Центра игровой поддержки ребенка определяются образовательной программой организации, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми дошкольной образовательной организацией в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинг. В Центре игровой поддержки ребенка организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей и специалистов организации по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста. Для организации деятельности Центра игровой поддержки ребенка в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог, воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, помощник воспитателя.

Консультативный пункт создается для детей в возрасте от года до семи лет, воспитывающихся в условиях семьи, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказания психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные организации.

Основными задачами консультативного пункта являются: оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей; оказание всесторонней помощи родителям и детям 5 — 6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; обеспечение взаимодействия между государственной образовательной организацией, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Организация психолого-педагогической помощи родителям в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности широкого круга специалистов (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинской сестры и др.). Консультативный пункт осуществляет взаимодействие с медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Работа с родителями и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных; для родителей организуются также лектории, теоретические и практические семинары.

Семейный детский сад создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от года до семи лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, старшая медсестра, педагог-психолог, социальный педагог. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Воспитателю семейного детского сада оказывают консультативную и методическую помощь в организации деятельности. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании организации, так и в домашних условиях.

Служба ранней помощи создается для детей от двух месяцев до четырех лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные организации. Деятельность службы ранней помощи основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Целью службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи данной формы обучения связаны: с проведением психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; оказанием комплексной коррекционно- развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; осуществлением работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включением родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; определением дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Содержание работы определяется программами, которые могут быть типовыми (рекомендованными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой и др.), адаптированными (переработанными специалистами СРП исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребенка) или авторскими (разработанными специалистами службы ранней помощи и утвержденными в установленном порядке).

Технологии и методы работы специалистов службы ранней помощи определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка. Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации (включая домашние визиты), а также тренинги для родителей. Обязательным условием организации деятельности службы ранней помощи является введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание дошкольной образовательной организации: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования, медицинская сестра.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от двух месяцев до семи лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основными задачами организации являются: реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития; обучение родителей, специалистов образовательных организаций методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с нарушением развития; психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми организациями самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образования. Концептуально деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.

Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др. Для организации деятельности лекотеки в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, специалист, медицинская сестра.

Таким образом, современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Дошкольное образование призвано обеспечить равные стартовые условия для своевременного и полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста как основы его социализации и успешного обучения в основной общеобразовательной школе.

Список литературы:

  1. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2006. - 184 с.
  2. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
  3. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  4. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С 11-16.
  5. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9.-С 14-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Вариативность дошкольного образования как условие реализации ФГОС ДО

МОДЕЛЬ ДНЯВ основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дида...

Доклад "Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

Вариативные формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу....

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...