Главные вкладки

    «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Мизхатова Изида Фаритовна

    «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_otchet_15.11.18.docx22.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    № 89 «Крепыш»

    Творческий отчет

    «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

    Выступление на ПМПС совещании №1 от 15.11.18 г.

                                                                                                    Автор разработки: Мизхатова И. Ф.,

                                                                                                    воспитатель первой квалификационной                                                                            

                                                                                        категории                  

        Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир, так как обогащение чувственного опыта ребенка происходит через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Большое значение здесь играет и овладение ребенком системой сенсорных эталонов, ведь ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п.

    Работая с самыми маленькими детишками от 2 до 3 лет, нужно уделять особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, зачастую малыши младше трех лет приходят в сад с разными навыками и умениями. Многие никогда не держали в руках карандаш или не пользовались красками. Первоначальной  нашей задачей становится выравнивание уровня подготовки детей для этого нужно:

    • создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
    • закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; обогащать чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
    • закреплять у детей понятие форм: круглая (шар, кубик);
    • учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме.

    Также в период пребывания в саду детей обучаем базовым навыкам в рисовании. Малышей учим  пользоваться гуашью, которой они рисуют горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые линии (круг, овал) например, занятия: «дождик кап-кап», «клубочки», «огоньки салюта», «выпал  беленький снежок», «цветы растут», «жучки в траве» и т.д.

    В процессе лепки дети знакомятся со свойствами пластилина, глины или теста. Малышей учим отщипывать, сплющивать, раскатывать, соединять несколько кусочков, пробуют делать аппликации. Например,  занятия: «Котёнок играет с мячом», «Снеговики», «Украсим елку»,  «Накормим утят крошками». Знакомясь с признаками и свойствами предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводим простейшие опыты: провести ладошкой по траве в солнечную погоду-сухая,  в пасмурную-сырая. Из влажного песка легко делать горку, он не расыпается, ребенок  качественно обогащает свое представление о мире, о неживой и живой природе.

    Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении показать  некоторые игры-задания, которые проводим для развития   сенсорных  эталонов

    Д/и «Чудесный мешочек» Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

    Д/и « Прищепки» На силуэт из фанеры (ёжик, солнышко, смайлики, ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.

    Д/и «Найди предмет такой же формы» Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.)

    Д/и «Пирамидки» Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

    Д/и «В какую коробку?» Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

    Д\и  «Собираем урожай (фрукты и овощи).» Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь.

    Д/и «Длинный - короткий» Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

    Д/и «Вкладыши» Цель: уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

    Д/и «Найди такой же цветочек» Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы

    Д/И «Бусинки» Цель: развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

    Д/и «Какой мяч больше?» Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

    Д/ панно «Спрячь мышку»  Цель:  учить детей умение группировать предметы по цвету,  побуждать использовать в речи детей названия цветов, закрепить у детей знания об основных цветах и умение соотносить предметы по цвету. Формировать у них умение устанавливать тождества и различия предметов по цвету, понимать слова цвет такой, не такой, развитие моторики пальцев рук, тактильных ощущение, воспитывать чувство сопереживания. (помочь спрятаться от кошки)

    Д\панно «Лесная поляна» Цель:    укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; закрепление понятия один- много (один гриб, много ягод, на поляне много ягод, в корзине одна ягода), обогащение словаря, ( корзина, зайка, ягоды, гриб, солнышко, облака, бабочка), воспитывать желание помочь герою.  

    Д/и «Развивающее Солнышко» Цель: способствует тренировке мелкой моторики (отстегивание/застегивание лучиков) развитие зрительно – моторной координации , тактильных ощущений, закрепить у детей знания об цветах и умение соотносить предметы по цвету, обогащение словаря  прилагательными («какое солнышко?»- теплое большое, мягкое, ласковое, красивое, желтое, веселое; лучики длинные,), солнышко поможет скорректировать эмоциональный настрой ребенка, настроить его на позитивное восприятие мира и окружающих

    Книжки малышки Цель: способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь, обогащение словаря, знакомство с геометрическими фигурами, (круг, треугольник, квадрат), умение соотносить фигуры с обозначенными домиками, знакомить с явлениями окружающей жизни, транспортом, упражнять в умении расстёгивать и застёгивать «молнию», пуговицы

    Д\и «Цветочная поляна. Пробки» Цель: развитие у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития, воспитывается усидчивость у ребенка, желание играть вместе

    Д/и «Сенсорные куклы» Цель: учить соотносить предметы по цветам

    Развивающий Модуль Цель: способствует развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику пальцев рук, знакомит с геометрическими фигурами, обогащает словарь.

    В дальнейшем будем продолжать работу по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.

    Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития

     Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

    В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

    "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

    Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

    Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр

     Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

    Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

    Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

    дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

    1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить  эффективн...

    Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест  в истории  дошкольной педагогики....

    Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»

    Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...