Папка –передвижка для родителей : «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в домашних условиях :в процессе игр ,прогулок и т.д»
консультация по математике (младшая группа)

Анна Станиславовна Журавлева

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.  У ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение дома должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов. Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове "лимон" или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_pkredvizhka.docx600.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 «Дельфиненок» г.Павлово

Папка –передвижка для родителей :

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в домашних  условиях :в процессе игр ,прогулок и т.д»

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Журавлева А.С

2024г

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.  У ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение дома должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов. Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове "лимон" или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

Что такое сенсорный эталон

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.

Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

• Зрительное - первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве.

• Слуховое - воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша - это голос его матери.

• Осязательное - обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит.

• Вкусовое - малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое - не хочет.

• Обонятельное - это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

В младшем возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.

Перед  родителями ребенка  стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах.

Это происходит во время дидактических игр, в трудовой деятельности,  на  прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.

Понятие величины

Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина". Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.

Игры для формирования понятия "величина" :

• "Назови правильно".

• "Расставь по порядку".

     • "Найди большого мишку".и т. д.

велич.jpg

Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.

На занятиях музыки дети учатся различать высоту звуков, низкие и высокие ноты, соотнося их с животными. Например, низкие ноты - идет медведь, средние - бежит лисичка, высокие - поет птичка. Различают ритм марша, танцевальной музыки или колыбельной. Восприятие звуков позволяет соотносить их с движениями в танце, петь песню, согласно мелодии, делать гимнастические упражнения в правильном ритме, читать стих ритмично и с выражением.

Игры для сравнения звуков:

• "Тихо или громко".

• "Танцуй или маршируй".

• "Угадай, кто идет".

• "Узнай, чей голос?" и т. д.

чей голос.jpg

Изучение цветовых эталонов

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.

Используют следующие игры:

• "Найди пару".        

• "Найди вторую рукавичку".• "Найди для бабочки цветокцвет.png

Эталоны формы

Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно.

Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры "Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)" ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу.

Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры :

• "Составь картинку".

• "Пазлы".

• Лото "Найди предметы такой же формы".

     • "Чем отличаются домики?" и т. д.

варежка.jpg

Как видите, сенсорные эталоны в раннем возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности .

Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр

 Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить  эффективн...

Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест  в истории  дошкольной педагогики....

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

laquo;Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»...