Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
консультация (младшая группа)

Калабина Ирина Юрьевна

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальностью сенсорного воспитания детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Познание окружающего мира начинается с ощущений и с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Чувственное познание внешнего мира ребёнком - необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Одним из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка.
На втором году жизни ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета, который сохраняется у некоторых детей до полутора лет и даже более. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно себя заставить то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать его интерес. Легче всего это сделать в игре. Речь взрослого во время игры должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных ребёнку слов. Предоставляйте ребёнку пространство в разговоре, принимайте любой его ответ при этом предлагайте правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность, чтобы этого не произошло, на практике используют новые игрушки.
Зрительное восприятии - это формирование образов и ситуаций внешнего мира, при их непосредственном воздействии на глаз.
Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста, это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно. 

При организации игр для развития зрительного восприятия, внимания и запоминания важно учитывать особенности детей раннего возраста. Ребенка привлекает только то, что ему нравится и что в данный момент интересно для него больше всего.

В процессе восприятия зрительных образов ребенок накапливает информацию. Взрослому необходимо стремиться к тому, чтобы образы ассоциировались с соответствующими словесными обозначениями. При успешной ассоциации, ребенок сможет сформировать представление о цвете того или иного объекта, о котором говорит взрослый, и в дальнейшем использовать данные слова самостоятельно. Этот процесс не происходит сам по себе, ребенка нужно обучать. На третьем году жизни появляется важное качество: ребенок становится способным четко выполнять инструкции, копировать модель поведения, внимательно слушать объяснения и понимать высказывания взрослого. Ежедневные уроки и игры помогают расширить кругозор ребенка по поводу свойств объектов, что благоприятно влияет на его умственное развитие.
В возрасте до трёх лет ребёнок:
- умеет распознавать детали предметов, учитывать их разные характеристики и цвета, собирать пирамидку из 4-5 деталей, строить башню, дорожку, забор из кубиков, создавать простые узоры из крупной мозаики;
- способен ориентироваться в трёх размерах одной формы (большой, поменьше, маленький), отличать фигуры по цвету (красный, зеленый, синий, желтый), форме (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), собирать картинки из нескольких фрагментов;
- узнает предметы по их текстуре, учитывает их качество;
- различает и называет звуки в окружающей среде;
- использует сенсорные ассоциации (банан – желтый, как солнышко; елочка – зеленая, как травка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

laquo;Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»...

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....

Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...