"Берегите природу"
методическая разработка на тему

пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Берегите природу"37.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Открытое мероприятие

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Провела:

Балятинская Н.В

2018 год.

 

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.

Задачи:

- формировать культуру поведения в природе

- развивать представления об окружающем мире

- развивать познавательные возможности детей

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье

 

Планируемые достижения учащихся:

- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

- Учиться защищать природные ресурсы.

- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Материалы и оборудование:

экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц),накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы),     призы для награждения.

 

 

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. 1 слайд

  Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

Сообщение целей и задач мероприятия 2 слайд

Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

 

1 ученица:Сл№3

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Здравствуй, лес, дремучий лес,  Сл№4
Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре, 
Весь в росе как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? 
Какая птица? 
Все открой, не утаи: 
Ты же видишь — мы свои!

 

- Иногда слышишь: человек - царь природы.

Но кто поставил человека над природой? Сам человек?

А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.

- Ребята, сегодняшнее   занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

3 ученик:

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как - мы, такая же - живая!

 

- Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)Сл№5

- Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экологияЕе название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля.

 

- Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.

- По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

- Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств,  привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

 

 Экология:

- Вы обо мне?

А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья.

Я – Экология.

 Вос-ль: Экология, что с тобой?

Экология : Я загрязнена.

 

- Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки. Что нужно сделать?

- Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

Экология:

- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!  

- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу. (Шум леса) Сл№6

- Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! Сл№7

- Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!  Сл№8

- Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!  Сл№9

 Вос-ль:

- Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.  

«Красная книга» — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Сл№10

Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Сл№ 11-18

Ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.СЛ№12

Дерево, трава и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Сл№21

Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.

 

Сообщение    Сл№ 19

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

  Сл№ 20

Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

 Вос-ль

- Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

 

Какая тишь… и пенье птицы,  Сл№21

А на земле златой ковёр,

Всё будто в сказке, небылице,

Ах, как красив осенний бор!

Зайди туда и окунёшься

В мир детских сказок и чудес.

И подмигнёт, и улыбнётся,

Шурша листвой, осенний лес.

О чём поёт листва златая?

О чём щебечет воробей?

О чём, так сказочно играя,

Гласит мотив природы всей?

 

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Берегите природу». Сл№22  Разделимся на 2 команды.

  1. Представление команд:

1 команда - "Грибочки"

Девиз:

Лес зеленый охраняй - никого не обижай.

Приветствие:

Мы соперников своих на бой вызываем,

И сразиться с вами очень мы желаем!

Но победу уступать нам не подобает,

Ну, а в этом дружба помогает.

2 команда - "Дождик"

Девиз:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Приветствие:

Наш отряд сегодня в сборе весь

И защитим свою мы честь.

Сыграть готовы в КВН,

Поднять тяжелый груз проблем

И даже очень не простых экологических проблем.

  1. Конкурс – «Разминка»

На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.

Четвертый «лишний»

ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб)  Сл№23

- лиса, филин, кабан, лось (филин)  Сл№24

- грибы съедобные и мухомор (мухомор)  Сл№25

- земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные)  Сл№26

  1. Прочитай названия животных из представленных букв.

Первая команда - (банка-кабан, багаж-жаба)  Сл№27

Вторая команда - (коса-оса, кино-кони) Сл№28

  1. Конкурс - Экологический.

- Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет)  Сл№29,

- Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки)  Сл№30

- Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши)  

-Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете?  Сл№31

  1. Конкурс «Узнай растение».  Сл№32

1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.)  Сл№33

2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?  Сл№34

3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).  Сл№35

4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). Сл№36

5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник). Сл№37

6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).  Сл№38

«Музыкальная пауза»  Сл№39

 

Песня «Должен быть порядок на планете»

 

  «Экологический светофор» Конкурс капитанов. Сл№40

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  •  Красный цвет  – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  •  Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  •  Зелёный цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки   красного,  жёлтого, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  12. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  13. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  14. Дети вешают кормушку. (с)
  15. Мальчики рассматривают жука. (к)
  16. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  17. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  18. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
  19. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
  20. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
  21. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  22. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)

  1. Конкурс «Узнай животных».  Сл№41

1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)Сл№42

2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук) Сл№43

3. У кого на сучке кладовая? (У белки) Сл№44

4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина) Сл№45

5. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока) Сл№46

  1. Загадки.

   Дети запомнить должны

   И понять:

  Гнезда у птичек

  Нельзя разорять!

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.  

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).Сл№47

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) Сл№48

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица).Сл№49

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)Сл№50

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)Сл№51

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).Сл№52

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона).Сл№53

 

- Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

  1. Блиц – турнир. Команды выбирают правильный ответ по очереди. Сл№54

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуемся на него и пойдём дальше.

б) осторожно срежем и поставим в вазу.

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормим птенца

б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели

в) будем наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?

а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;

б) расспросим об этом учительницу;

в) не пойдём

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?

а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.

б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.

в) закопали бы в землю.

 

Подведение итогов.

 

- Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе,   городе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

 

  •  Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожили? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)

 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь -

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут –

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

  Заключение

  • Ведущий: Природа – наш самый большой друг. Но человек, к сожалению, не всегда заботился о природе. Он иногда забывал, что нельзя всё время брать природные богатства и ничего не давать. И вот что получилось.
  •   Подземные кладовые опустели, поля перестали давать урожай и заросли сорняками, потому что силы почв истощились. Реки превратились в грязные канавы. Не шумят больше леса, остались от них только вырубки с пеньками. Не осталось места для зверей и птиц. И природа запросила о помощи. И тогда человек огляделся и увидел, что натворил.
  •  . Человек вспомнил, что сам он – сын Природы, что ему, как и всем на свете, нужна земля, чтобы ходить по ней, вода – чтобы пить, воздух , чтобы дышать, а растения и животные, чтобы жить с ними в дружбе. Начал он помогать Природе, очищать её, восстанавливать.  
  • Природу восстановить труднее, чем разрушить. Ведь вылечить раны очень трудно. Если человек любит природу, он не нанесет ей вреда. А чтобы не обидеть Природу, надо знать, как с ней себя вести. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы

Сценарий  экологического   праздника, по охране окружающей  природы для детей  подготовительной группы....

Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"

Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...

Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"

Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....