Проект по исследовательской деятельности "Солнечная система и Космос"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Нижельская Антонина Александровна

В наше время дети старшего дошкольного возраста очень редко задают вопросы познавательного характера. Поэтому главной задачей педагога является подхватить инициативу, если ребенок задает вопрос, создать такие условия, которые позволят взрослому вместе с ребенком найти на него ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кратковременный проект

по исследовательской деятельности

«Солнечная система

и

Космос»

(Старший дошкольный возраст)

                                                                 Подготовила: Нижельская А.А.

                                                                                       

 

2018 год

Актуальность проекта.

 

   В жизни каждого ребёнка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»… Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупостью детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. В очередной раз, удовлетворяя любопытство ребёнка, мы тем самым наталкиваем его на новые и новые «почему», давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов. Надо всегда помнить: именно из таких побед в деле познания мира, неизменно доставляющих малышу радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Окружающий мир» была выбрана проектная методика. Занятия направлены не только на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, но и на воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.

Проблема.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель:  расширять представления детей об окружающем мире, пополнить кругозор детей новыми знаниями о космосе и солнечной системе, планете Земля.

Задачи:

«Познание» - обогащать и расширять представления и знания детей о космосе и солнечной системе. Уточнить представления о планетах и созвездиях. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

«Коммуникация»  -  совершенствовать речь детей, умение  высказывать предположения и делать простейшие выводы, развивать познавательные и интеллектуальные способности, пополнять активный словарь детей.

«Физическая культура» -  формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивая интерес к спортивным играм.

«Социализация» - формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.

«Художественное творчество» - развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

«Чтение художественной литературы» - продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, познакомить с произведениями в рамках заявленного проекта.

Участники проекта – воспитанники  старшей  группы, их родители.

Тип проекта – исследовательски-познавательный.

Сроки реализации – краткосрочный (1 месяц)

Предполагаемые результаты:

Воспитанник:

- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей;

- владеет значимыми компетенциями, универсальными умениями необходимыми для экспериментальной, исследовательской деятельности более высокого уровня.

- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;

- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;

- испытывает чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со значимым взрослым;

- имеет устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;

- возникает желание доискиваться до сути и причин происходящего;

- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

Педагог:

- повышение профессиональной компетентности через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.

Родитель:

-активный и заинтересованный участник педагогического процесса.

Приёмы и методы реализации проекта:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

3. Оформление выставок.

4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

5. Проблемные ситуации.

6. Наблюдения.

7. Беседы.

8. Консультации для родителей.

9. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.

10. Оформление информации для родителей в родительском уголке.

11. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.

Работа осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание НОД  доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе, о солнечной системе, нашей планете Земля. Проект на тему «Путешествие по солнечной системе и планете Земля» был разработан для детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Система работы:

1.   Обсуждение с родителями темы исследовательской работы и сбор информации по данной теме.

2.   В условиях дошкольного образовательного учреждения были проведены беседы на темы:

• Что такое солнечная система.

• Как называется планета, на которой мы живём.

• Что такое комета.

• Кто первым полетел в космос.

• Первый космонавт.

• Звезды и созвездия.

• Зачем нужен телескоп.

• Такие разные планеты.

• Каким должен быть космонавт.

• Солнечное затмение.

• Что такое Луна.

3.   Создание  картотеки загадок по теме «Космос», картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр

4.  Оформлении  «Энциклопедии о космосе». Каждой семье было дано задание: оформить 1 страничку этой энциклопедии.

5. Оформили выставки детских рисунков о космосе.

6.  Оформлена книжной  выставки.

• «Как человек полетел в космос»

• «Жил да был звездочёт»

• «Почему звёзды такие красивые? »

• «Небесный олень»

• «Дедал и Икар»

• «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

7.   Сочинение  рассказов  о космосе.

8.  Подготовились к защите проектной деятельности по теме.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цели:

• Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников в образовательной области «Познание».

• Выявление первоначальных знаний детей о космосе, о планетах солнечной системы, о Земле как планете и её обитателях.

• Подбор и систематизация литературы и материала о космосе (пособий, демонстративного материала, фотографий, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.

Мероприятия:

1. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта.

2. В группе ДОУ пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта (в уголке экспериментирования появились лупы и глобус).

3. Составление тематической книжной выставки.

2 этап – основной.

Цели:

• Обогащать и расширять знания детей о космосе и солнечной системе, о Земле как планете и её обитателях. Уточнить представления о планетах и созвездиях.

• Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

• Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.

• Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине.

Мероприятия:

1. Рассматривание плакатов и иллюстраций на космические темы, знакомство с глобусом и телескопом.

2. Наблюдение на тему:        

• «Что мы видим вечером на небе».

• «Улицы нашего города».

3. Беседы с детьми на темы:

• «Почему происходит смена дня и ночи, времён года? »,

• «Что такое карта – портрет Земли»,

• «Страна, в которой ты живёшь»,

• «Их имена знает весь мир».

4. Чтение художественной литературы: Р. Юрмин «Что внутри? », «Счастливого пути космонавт! », Г. Черненко «Как человек в космос полетел? », Ц. Агелов «Доброе утро, Земля! », мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны», главы из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».

Заучивание стихотворений: В. Степанов «Ю. Гагарин», А. Хайт «Планеты».

5. Совместная творческая работа родителей и детей:

• Составление рассказов и детско-родительских проектов на тему: «Этот загадочный космос», «Что мы расскажем иностранным гостям о России».

• Подготовка презентации на тему: «Герои России».

6. Организованная образовательная деятельность педагога и детей:

• ФЦКМ «Покорение космоса», НОД  «Хочу быть космонавтом»

• ФЭМП «Космическое путешествие»,

• Итоговое занятие «Космическое путешествие на Марс».

7. Художественное творчество:

• Рисование: «Путь к звёздам», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья! ».

• Лепка «Звезды и комета»

 Аппликация: «Космический корабль», «Космический  пейзаж».

 8. Сюжетно- ролевые игры:

• «Путешествие в космическое пространство».

3 этап – заключительный.

Цели:

• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.

Мероприятия:

1. Итоговая викторина на тему: «Космос. Солнечная система. Земля».

2. Оформление выставки творчества детей группы.

Список литературы:

1. Подрезова Т. И.  «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ», 2008.

2. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова,  Изд-во  «Скрипторий», 2003.

3. «Космос: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы». Ранок, 2007.

4. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)

5. Интернет- ресурсы.

6. Куропаткина Т., «Первые шаги в космосе», «Ребенок в детском саду», 2002г.

7. Гонтарук  Т.,  “Я познаю мир”,  М., АСТ: Транзиткнига

8. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс

9. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.

10. Красковская Г. И.  «Игровые занятия с дошкольниками: патриотическое воспитание».  Изд. «Гревцов Паблишер», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в космос "

Цели.  Закреплять знания детей о космосе, космическом пространстве, планетах;  умение отвечать на вопросы полными предложениями,  активизировать словарь дошкольников, расширять их круго...

Исследовательский проект с детьми старшей группы «Покорители космоса»

Познавательное развитие:Беседы: «Что мы знаем о солнечной системе»«Создатели спутников Земли»«Первые покорители космоса» Игра-занятие «Я инопланетянин» Ознакомление с художественной литерату...

Исследовательский проект « Если очень захотеть – можно в космос полететь!»

Введение Глава 1 Теоретическая часть: 1.1. Что такое реактивное движение 1.2.  История реактивного движенияГлава 2 Эксперементальная часть:2.1.  Опыт 1 Сила противодействия...

ПРОЕКТ познавательно – исследовательский с детьми 4 – 5 лет. Тема: «Космос – это интересно!

Дети пытливы по своей природе, а неизведанные просторы Вселенной - это одно из средств активизации познавательной активности дошкольников. Но знакомить с космосом нужно постепенно, порциями добавляя н...

Исследовательская работа "Почему в космос летают на ракетах?"

Исследовательская работа "Почему в космос летают на ракетах?" (подготовительная группа)...

Считалки про планеты Солнечной системы и космос

Считалки про космос — удобный приём не только для выбора водящего в игре, но и для запоминания порядка расположения планет. Таким образом, рифмовка даёт и форму работы, и наполняет её содержание...