ПРОЕКТ познавательно – исследовательский с детьми 4 – 5 лет. Тема: «Космос – это интересно!
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Дети пытливы по своей природе, а неизведанные просторы Вселенной - это одно из средств активизации познавательной активности дошкольников. Но знакомить с космосом нужно постепенно, порциями добавляя новый материал. А проектная деятельность и использование возможностей ИКТ способствует закреплению полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos_-_eto_interesno_.doc75.5 КБ
Файл kosmos_-_eto_interesno.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

 «Познание начинается с удивления»

Аристотель

I. Вводная часть:

Проблема: Познавательная деятельность – это двигатель развития любого человека. А дети уже готовы к познанию, так как пытливы от своей природы. Другой вопрос - есть ли у них возможность исследовать окружающий мир, узнать о нём что – то интересное. Но современные родители заняты, либо постоянно накладывают запреты. К тому же такой праздник, как День Космонавтики является отголоском советской эпохи, а молодое поколение мало интересуются прошлым.

Актуальность: Одним из средств познания окружающего мира является неизведанное пространство Вселенной. Особенно важно изучение данного направления для сохранения жизни на Земле, потому что учёные считают, что некоторые проблемы  человечества тем или иным образом связаны с космосом. Начинать знакомство с данной темой необходимо со среднего возраста, постепенно усложняя объём информации. Важным компонентом познания является удивление, дающее толчок к формированию желания узнавать. В дошкольном возрасте это чувство зарождается благодаря эмоциям, чем ярче они будут, тем сильнее переживание, тем выше стремление изведать. И проводить данную работу целесообразно через проектную деятельность, которая обобщит и расширит познания детей и разовьёт в малышах любознательность, стремление получить новые факты разными путями. А также использование возможностей ИКТ, таких, как просмотр презентаций и видео, позволяющих непосредственно соприкоснуться с неизведанным.

Гипотеза: посредством проектной деятельности, использования ИКТ сформировать у детей жажду познания космоса.

Новизна проекта: включает в себя интеграцию образовательных областей и использование ИКТ.

Цель проекта: формирование интереса к космосу посредством реализации проектной деятельности и применения средств ИКТ.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- Дать элементарные знания детям о космосе;

- Познакомить с первыми покорителями космоса;

- Дать представления о Государственных праздниках.

Развивающие:

- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- Развивать творческие способности;

- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

- Воспитывать познавательную активность;

- Воспитывать понимание важности изучения космоса для человека и окружающей его природы;

- Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно - творческий.

Предмет исследования: космос.

Адресация проекта: детям, педагогам.

Проблема исследования: дети имеют недостаточно знаний о космосе в силу занятости, отсутствия информации у их родителей.

Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв № 12 «Радуга».

Автор проекта: воспитатели Кудливская Ю. А., Лабунская С.С.

Участники проекта: дети – 27 чел., воспитатели – 2 чел.

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.

Направленность развития деятельности: комплексная.

Продолжительность: 1 неделя.

Ожидаемый результат:

  • Дети получат элементарные знания о космосе.
  • Поймут важность изучения космоса для человека и окружающей природы.

Конечный результат: ООД по ознакомлению с окружающим «Космос», выставки детских работ.

Ресурсное обеспечение: иллюстрации по теме «Космос», презентация «Всё о космосе», видео «Космос – неизведанное рядом».

 Принципы реализации проекта:

1. Принцип учёта возрастных особенностей;

  1. Принцип научности;

3. Принцип доступности изучаемого материала;

  1. Принцип интегративности.

Методы проекта: 

- ООД;

- игры (под/и) и физминутки;

- беседы;

- просмотр видео, мультфильмов и презентаций;

- рассматривание иллюстраций.

Диагностика: в виде беседы, предполагающей ответы на вопросы. Вопросы составлены педагогами с учётом возраста детей.

Цель: определить уровень знаний о космосе.

Вопросы:

  1. Что такое космос?
  2. Что ты знаешь о космосе?
  3. Кто такие космонавты?
  4. Что одевает космонавт в полёт?
  5. Каким должен быть космонавт?
  6. Солнце – это что?
  7. Как называется планета, на которой ты живёшь?
  8. Какие планеты ты знаешь?
  9. Кроме планет и звёзд, что ещё есть в космосе?

Оценка результатов:

Высокий  - ответ на 6 – 9 вопросов.

Средний - ответ на 1 – 6 вопросов.

Низкий – затруднения по всем вопросам.

II. Этапы проекта:

  1. Целеполагание:
  1. Определение темы, проблемы, актуальности.
  2. Постановка цели, определение задач.
  3. Анализ материала по теме в группе.
  4. Выявление уровня знаний у детей.
  5. Изучение литературы по теме.
  6. Подбор демонстрационного материала.

  1. Планирование: 
  1. Разработка проекта.
  2. Составление плана работы по проекту.
  3. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  5.  Разработка ООД, бесед.
  6. Привлечение возможностей ИКТ, создание презентаций.
  7. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

  1. Основной:
  1. Проведение бесед, ООД.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Просмотр видео, мультфильмов, презентации.
  4. Чтение художественной литературы.
  5.  Организация продуктивных видов деятельности.
  6. Организация игр (под/и), физминуток.
  7. Наблюдения.
  8.  Советы родителям, о том, как знакомить детей 4 – 5 лет с космосом.
  9. Создание презентации по проекту.

IV. Заключительный:

1. Проведение ООД, организация выставок детских работ.

2.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План мероприятий:

Направление деятельности

Содержание

Беседы

 «Что такое космос?»

«На каком транспорте полетим в космос?

«Кто изучает космос?»

«Солнце – это звезда»

«Наша планета – Земля»

Наблюдение

«Наблюдения за небом в дневное и вечернее время»

«Наблюдение за солнцем»

Рассматривание

Иллюстраций о космосе

Альбома «Покорители космоса»

Папки «Космический транспорт»

Игровая деятельность

Дид/и «Подбери транспорт»

Дид/и «Третий лишний» (ракета, автобус, луноход)

Под/и «Путешествие» (бег)

Физминутка «Полёт на ракете»

Художественная деятельность

К.И.Чуковский «Краденое солнце»

Продуктивная деятельность

«Ракета» (рисование цветными карандашами)

«Ракета» (аппликация)

«Ракета» (конструирование из бумаги)

 «Космос» (пластилинография)

 «Солнце» (аппликация из кругов)

«Солнце» (нетрадиц. техника рисования)

Просмотр

Просмотр отрывка из мультфильма «Белка и Стрелка»

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне»

Просмотр мультфильма «Краденое солнце» по произведению К.И.Чуковского

Видео «Космос – неизведанное рядом»

Презентации «Всё о космосе»

Работа с родителями

Папка – передвижка «12 апреля – Всемирный День Космонавтики»

Папка – передвижка «Знакомим с космосом»

Размещение информации на сайте

ООД

«Космос» с использованием ИКТ

Результат проекта:

- рост познавательной активности у воспитанников;

- развитие наблюдательности;

- понимание важности изучения космоса для человека;

- появление желания узнавать новые факты из других источников.

Заключение:

Работа над данным проектом способствовала появлению у детей элементарных представлений о космосе, которые будут расширены в последующем; позволила сформировать у детей интерес к  космосу и космонавтам. Дети с удовольствием участвовали в реализации проектной деятельности и радовались результатами своего творчества.

Список использованной литературы:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Сказочная хрестоматия Про небо и землю. – М., 1999 – 366 с.;

2.  Дубкова С.И. Прогулки по небу: легенды и мифы о созвездиях. Детская энциклопедия. – М., 2001 – 112 с.;

3. Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983 – 144 с.;

4. Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., ТЦ «Сфера», 2000 – 120 с.;

5. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. -  М.: Сфера, 2010. - 96 с.;

6. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 – 80 с.;

7. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОСМОС – это интересно! Проект краткосрочный по ознакомлению с окружающим в средней группе Подготовили воспитатели МАДОУ дс кв 12 г. Наро – Фоминска , гр. 9 Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Слайд 2

Проблема. Актуальность. Гипотеза. Не все современные родители знакомят детей с таким праздником, как День Космонавтики. Да и сами не имеют достаточно знаний о космосе. Неизведанное пространство Вселенной – средство активизации познавательной активности дошкольников, так как дети пытливы по своей природе. Именно период детства является благоприятным для развития любознательности и формирования интереса у ребёнка. Только через проектную деятельность и использование возможностей ИКТ можно вызвать сильные эмоции и желание получать интересные факты, в том числе и о космосе.

Слайд 3

Цель. Задачи. Формировать интерес к космосу посредством реализации проектной деятельности и применения средств ИКТ. Образовательные: - Дать элементарные знания детям о космосе; - Познакомить с первыми покорителями космоса; - Дать представления о Государственных праздниках. Развивающие: - Формировать целостную картину мира, расширять кругозор; - Развивать творческие способности; - Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; - Развивать коммуникативные навыки; Активизировать и расширять словарный запас детей. Воспитательные: - Воспитывать познавательную активность; - Воспитывать понимание важности изучения космоса для человека и окружающей его природы; - Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов.

Слайд 4

ООД. Беседы. Наблюдения.

Слайд 5

Просмотр видео, презентаций и мультфильмов

Слайд 6

Игровая деятельность: под/и, физминутки .

Слайд 7

Продуктивная деятельность: рисование

Слайд 8

Продуктивная деятельность: рисование

Слайд 9

Продуктивная деятельность: пластилинография

Слайд 10

Продуктивная деятельность: техника «бумажный комочек»

Слайд 11

Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование из бумаги

Слайд 12

Продуктивная деятельность: аппликация из кругов

Слайд 13

Работа с родителями: информационные папки – передвижки.

Слайд 14

Работа с родителями: размещение информации на сайте ДОУ

Слайд 15

Результаты проекта. - рост познавательной активности у воспитанников; - развитие наблюдательности; понимание важности изучения космоса для человека и окружающей природы; появление желания узнавать новые факты из других источников.

Слайд 16

Литература. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Сказочная хрестоматия Про небо и землю. – М., 1999 – 366 с.; Дубкова С.И. Прогулки по небу: легенды и мифы о созвездиях. Детская энциклопедия. – М., 2001 – 112 с.; 3. Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983 – 144 с.; 4. Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., ТЦ «Сфера», 2000 – 120 с.; 5. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2010 . - 96 с .; 6. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 – 80 с . ; 7. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Гулять сегодня некогда, Мы заняты другим: Бумажные ракеты Мы дружно мастерим. Мы ярко их раскрасили, Пускай теперь летят! В отважных космонавтов Играет детский сад. Мы летчиками смелыми Быстрее стать хотим, В ракетах настоящих Мы в космос полетим. Над нами звёзды светлые Зажгутся в вышине, Мы красный флаг поднимем На Марсе и Луне. (Я. Серпина )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе. Тема: «Космос-это интересно».

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе.Тема: "Космос-это интересно"....

Комплексное занятие в подготовительной к школе. Тема: «Космос-это интересно».

Это комплексное занятие в подготовительной группе.Тема занятия: "Космос - это интересно"....

Сценарий детской научно-практической конференции на тему «Космос-это интересно!»

Сценарийдетской научно-практической конференциина тему «Космос-это интересно!»...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми средней группы по направлению«Познавательно-речевое развитие»,по теме: «Какие мы интересные»Составитель: восп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.Цель: воспитать интерес к собственной личности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...