«Методические рекомендации по организации КВЕСТ-ИГР в ДОУ»
учебно-методический материал на тему

Морозова Дарья Сергеевна

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Аналогом квеста является всем известная телепередача «Форт Боярд».

По форме проведения это могут быть: соревнования, проекты, исследования, эксперименты, задания для квестов, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками)

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

·       первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

·       используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

·       задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

·       также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации по организации
КВЕСТ-ИГР в ДОУ»

            Составила

воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 143»    

Абросимова Д.С., ноябрь, 2018 г.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательных областей ФГОС ДО.

Интерес к игровым видам образовательных технологий связан с признанием роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Аналогом квеста является всем известная телепередача «Форт Боярд».

По форме проведения это могут быть: соревнования, проекты, исследования, эксперименты, задания для квестов, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками)

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

       первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

       используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

       задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

       также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

          На сегодняшний день, различается несколько видов квестов. При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:

- Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными)

Для того, чтобы разработать сценарий квест – игры нужно определить цели и задачи для участников (дети, родители), определить пространство, где будет проходить игра.

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Задачи и мотивация:

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

- первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

- задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

- задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.

          Для  достижения поставленной цели нужна мотивация. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников.

Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?

          Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада.

           И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

План подготовки игры:

- Разработать сценарий

- Создать антураж для каждой зоны проведения действий

- Подготовить музыкальное сопровождение

- Разработать презентацию для вступительной части

- Оформить наглядные материалы («карты»)

- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. 

Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

          Вывод:  квесты помогают  активизировать  детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Пример квест-игры:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога

 с детьми второй младшей группы по познавательному развитию (ФЭМП)

 Квест-игры «В поисках паровозика домовенка Кузи»

с элементами математики

Цель: развитие математических представлений у воспитанников посредствам  активных практических действий.

Задачи:

  • Закреплять умение находить предмет, обозначать количество предметов словами «один, много».
  • Продолжать учить различать и называть круг, треугольник и квадрат.
  • Продолжать учить различать предметы по цвету, форме.
  • Развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве.
  • Продолжать учить строить из счетных палочек предметы по карточкам.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь.
  • Развивать интерес детей к различным видам игр.

Материал:

Кукла домовенка Кузи, Дидактический материал из ЛЭП бука игры: «цифра и предметы», «Счетные палочки, сложи как на картинке», «больше меньше», «круги, квадраты, треугольники разных цветов»

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Когда я утром пришла в детский сад и зашла в нашу группу, я увидела, что в раздевалке сидит домовенок Кузя и плаче. Я спросила у него что же случилось у него за горе, и он мне рассказал, что у него злой волшебник украл паровозик с цифрами и превратил его в разные игры и задания. Кузе не справится самому с этими заданиями.

Ребята, поможете разгадать задания и расколдовать паровозик Кузи?

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда начнем отгадывать и расколдовывать!

Воспитатель разделяет детей на 3 подгруппы и берет первую папочку с игрой и кладет её детям на стол к 1 подгруппе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе счетные палочки и картинки. Нам с вами нужно сложить из палочек фигурки как на картинке. Мы с вами уже играли в такую игру так что я думаю вы справитесь.

Предполагаемые ответы детей: Да
        
Воспитатель: А теперь давайте с вами разомнемся!

«А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель берет вторую папочку с игрой и кладет её детям на стол к 2 подгруппе

Воспитатель: а вы ребята помните это игру и правила?

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда вы справитесь с заданием (собрать пазлы цифра и предметы «сколько предметов»)

Воспитатель берет третью папочку с игрой и кладет её детям на стол к 3 подгруппе 

Воспитатель: Ребята, а вам ребята предстоит разложить по цветам и форм вот эти предметы.

Воспитатель: А после того как вы все задания у каждой из команд игры превратятся в вагончики. И мы с вами их отдадим нашему Кузеньке.

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель подходит с Кузей к подгруппе, подсказывает если надо и помогает детям.

Воспитатель: какие молодцы. У нас вторая подгруппа справилась первая и их игра превратилась в вагончики. Ребята из 2й команды можете помочь своим друзьям из других команд.

Предполагаемые ответы детей: Ура, хорошо.

Воспитатель: Вот и третья команда справилась с заданием и получила в награду три вагончика.

Предполагаемые ответы детей: ура

Воспитатель: Какие вы молодцы.

Воспитатель: Вот и первая команда справилась, нам с вами осталось собрать паровозик и отдать Кузеньке.

Предполагаемые ответы детей: Да!

Дети собираю паровозик вместе с Кузей и понимают, что нет самого главного вагона.

Домовенок: Ребята я вспомнил что колдун оставил мне записку с загадками. Наверное, эти загадки и есть самый главный вагончик. Помогите мне их отгадать? 

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель берет загадки и читает их детям.

Воспитатель: Эти чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю

Всё сначала начинаю.

(Кубики)

Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? 
Назовите вы меня! Круг.
 

Ты на меня внимательно смотри – 
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? Треугольник

Какие молодцы посмотрите, вот и самый главный вагончик, теперь мы с вами можем его присоединить и отдать Кузе.

Предполагаемые ответы детей: Да!

Домовенок: Спасибо вам ребята, вы такие молодцы. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...