Статья "Чудеса вокруг нас"
статья (старшая группа) на тему

Полякова Оксана Ивановна

Статья "Чудеса вокруг нас" о ТРИЗ - технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyakova_o.i.docx145.1 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Оксана Ивановна, воспитатель

МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка».D:\Мои документы\Фото. Детский Сад\10 группа - ФОТО\Копия DSCN3927.JPG

Приоритетным направлением в работе  считаю развитие  у детей познавательных  интересов, интеллектуальных способностей и личностных качеств.  Наше время – время перемен. России нужны люди способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. И этому способствует ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приемы, используемые в дошкольном воспитании.  Я, как педагог, часто использую в работе  именно нестандартные технологии, развиваю в детях стремление к познанию  окружающей действительности.  

                                                  «Чудеса вокруг нас»

(консультация для воспитателей)

Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумывался, когда и куда исчезли эти мечты?     Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь полученными знаниями и собственным опытом, подключая воображение только тогда, когда необходимо представить ожидаемый результат для осуществления задуманного. Фантазирование же считают уделом детей и чудаков.

   Зачем человеку воображение? Почему чувственное восприятие не обеспечивает полной картины окружающего мира? Какое значение имеет этот процесс для формирования навыков самостоятельного познания? Можно ли управлять своими фантазиями? Есть ли приемы стимулирования  воображения и творческого мышления? Должен ли процесс обучения  быть увлекательным и в какой мере? Давайте порассуждаем.

Как известно, движущейся силой любой деятельности является мотивация. А что как не интерес, увлечение заставляет человека исследовать действительность? Дошкольник в силу возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к  созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки – трансформеры, занятия – путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется интерес к ТРИЗ – технологии в дошкольной дидактике.

ТРИЗ – педагогика способствует формированию у детей творческого мышления, воспитания творческой личности в различных областях действительности. Давно установлено, что мир устроен системно и это как раз является основополагающим в системе ТРИЗ. С самого рождения дети получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.. Универсальность системного подхода  заключается в том, что он способствует формированию у человека системного мышления и воображения, позволяет выделять функцию, признаки объектов, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени. Системный  подход предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, двигательной, игровой.

             Задача системного подхода заключается в развитии системного мышления ребенка – понимании способности ребенка  рассуждать по отношению к единому целому, как имеющее назначение, состоящее из взаимосвязанных частей, функционирующее в какой – либо среде и имеющее прошлое и будущее. Системное  мышление является творческим мышлением.

Г.Альтшуллер назвал системный анализ многогранной схемой талантливого мышления. В системном операторе  показана система представлений о ее строении, взаимосвязях, этапах жизни.

При  использовании этого метода объект – система  рассматривается не менее чем в девяти экранах системного оператора для детей – волшебные экраны. Цифры показывают последовательность рассматривания системы по экранам.

Прошлое

Настоящее

Будущее

6

3

9

4

1

7

5

2

8

  Первый экран обозначает, что выбираемый объект - система, определяет его признаки, основное назначение, функцию. Здесь имеется ввиду, как отдельные объекты, так и целые экосистемы: лес, река, луг. Можно сказать – совокупность элементов, объединенных в предметах, явлениях, объектах, событиях окружающей жизни. Например,  стул – это система, кошка, яблоко, детский сад, дружба и т.д. – тоже система. Второй экран определяет части системы. В третьем рассматривается место функционирования системы и группа или класс, к которым относятся объекты (надсистема). Первый, второй, третий рассматриваются в настоящем времени, то есть «именно здесь и сейчас». В четвертом  экране объект и его функция  рассматриваются в прошлом. В пятом рассматривается прошлое подсистемы объекта. В шестом экране определяется прошлое надсистемы объекта.

                         Экраны 4, 5, 6 – прошлое системы. Например,  прошлое стула – его заготовки: доски, бревна и т.д.; прошлое кошки – котенок, прошлое яблока – зеленое неспелое яблоко, завязь яблока, цветок. В седьмом  объект и его функция рассматриваются в будущем. Восьмой рассматривает будущее подсистемы объекта. Девятый определяет будущее надсистемы объекта.

                      Экраны 7, 8, 9 – будущее системы. Например, будущее стула: дрова, новая мебель и т.д.; будущее кошки – взрослая кошка,  кошка – мать, « волшебная кошка» и т.д.; будущее яблока:  варенье, компот, сухофрукты, плоды, новая яблоня и т.д.

 При установлении системных связей  я строю работу в два этапа. На первом этапе учу детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форму, размер, назначение; выявлять составляющие системы и рассказывать об их назначениях; знакомлю с местом обитания, функционирования объектов;  рассматриваем  развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее.

              На втором этапе знакомлю детей с системным оператором - волшебным экраном.

          Главная задача это -  систематизация знаний детей о любой системе, так как сведения о ней рассматриваются во взаимосвязи с другими предметами, явлениями. И «Волшебный экран» - наглядное пособие, которое способствует формированию системного мышления. Эти качества в сочетании с дидактическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, помогают оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее, активизировать словарь, развить связную, образную речь, воспитывать нравственные качества, решать вопросы экологического  характера, изменить стиль общения с детьми.

          «Волшебный экран» удобен в работе с детьми, его можно использовать поэтапно или фрагментарно на занятиях по любой теме. В совместной деятельности с детьми я провожу предварительную работу - наблюдения, сравнения, игры, чтение художественной литературы, занимались творческой деятельностью. Для заинтересованности детей использую игровые ситуации, приобщение сказочных персонажей, решение проблемных ситуаций. На занятии можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач.

Считаю, что «Волшебные экраны» – универсальная модель организации НОД. Благодаря его использованию, у детей сложились устойчивые, системные представления об окружающем мире, развился творческий потенциал, сформировались нравственные качества.

Литература:

Т.А. Сидорчук. «Несколько мыслей о ТРИЗ – ОТСМ в российской педагогике».

Г.М. Смирнова «Формирование системного мышления дошкольников с использованием ТРИЗ – технологии».

В.И. Цепенникова  «Волшебный телевизор».

Журнал «Дошкольное воспитание» 2006г., №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чудеса вокруг нас»

Программное содержание:1.  Задачи на развитие познавательных способностей:- уточнить знания детей о лесе и его обитателях,- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Чудеса вокруг нас»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:  « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

экспериментальная деятельность «Чудеса вокруг нас»

Цель:Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовате...

Занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе Тема: «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кля...