экспериментальная деятельность «Чудеса вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Реховская Татьяна Валерьевна

Цель:

Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Формировать умение работать по картам , схемам

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, карта, схема.

Практические : физкультминутка, исследование предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности
«Чудеса вокруг нас»

Группа: старшая

Воспитатель: Реховская Татьяна Валерьевна. 

Цель:

Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Формировать умение работать по картам , схемам

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, карта, схема.

Практические : физкультминутка, исследование предметов.

Словарная работа: волокна, воск, аспирин.

Предварительная работа: чтение сказок;  рассматривание иллюстраций к сказкам; работа по схемам и картам; занятия в экспериментальном уголке       «Лаборатория открытий»

Оборудование: набор бумажных цветов, бутылки с водой и подсолнечным маслом, краски, кисти, бумага, салфетки, фартуки и нарукавники, сосуды для проведения опытов на каждого ребенка, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

       Звук  колокольчика; дети садятся в круг .

Воспитатель: «Колокольчик зазвонил , в круг собраться попросил!

Давайте друг друга поприветствуем!

Игра-приветствие:

Здравствуй, небо!

Здравствуй ,солнце!

Здравствуй ,земля!

Здравствуй ты и я!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: « Ребята, колокольчик нам что-то говорит!

                      Сегодня чудесный солнечный день.

                      А чудеса вокруг нас!

                      Можно ли соприкоснуться с чудесами?

                      Что такое чудеса, волшебство? ( ответы детей)

Каких волшебников вы знаете?   (ответы детей)

Где они живут?

Чем они занимаются?

-Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие по «Волшебной стране» и познакомить вас еще с одним волшебником.

Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей).

2 . Основная часть.

Под звуки фанфар дети входят в группу.

С проектора детей приветствует «Совушка-сова» и приглашает в путешествие по «Стране чудес».

Воспитатель зачитывает: « Нам Совушка отправила подсказку и она лежит …

Нам нужно повернуться на восток, затем направо , сделать 6 шагов, повернуться еще раз направо, сделать 5 шагов и мы найдем подсказку».

(Воспитатель вместе с детьми выполняют соответствующие  движения)

Дети находят карту.

Воспитатель: Ребята, а что же это? (ответы детей).

Воспитатель: Да , правильно – это наш маршрут. Ребята, давайте ее внимательно рассмотрим и определим в каком направлении нужно идти.

( дети следуют в соответствии с картой)

  1. «Сад цветов».

Воспитатель:   Посмотрите, как много здесь цветов .Хозяйка здесь Фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Воспитатель: Спасибо Фее цветов!

Звучат фанфары.

Воспитатель: Что, ж продолжим путешествие. Посмотрим маршрут по карте.

(Дети определяют дальнейший путь)

Воспитатель: Что же нам преграждает путь? (Ответы детей.)

 Правильно! Все преграды нам нужно преодолеть! (Звучит музыка.

Дети проходят полосу препятствий. Воспитатель обращает внимание на маршрутную карту.)

Воспитатель: Ребята ,а куда мы попали? (ответы детей)

Да на самом деле мы попали в «Страну волшебных пузырьков».А какие они бывают?( воздушные, мыльные, газированные….)

Воспитатель обращает внимание на красивый сундук, предлагает посмотреть содержимое.

- Ребята ,давайте посмотрим,что в нем ( вода,масло,гуашь,аспирин).А еще ,ребята ,здесь лежит рисунок.Что же это? ( ответы детей).

Правильно,это схема опыта. Для того чтобы его провести нам нужно одеть фартуки и нарукавники. Будьте осторожны и внимательны. Помогайте друг другу.

Опыт « Волшебные пузырьки».

Педагог наблюдает и помогает в проведении опыта.

Воспитатель: У нас все получилось и нам нужно продолжать путешествие.

(Звук фанфар)  Обратимся к нашей помощнице карте. Что вы видите? (ответы детей.Дети следуют по маршруту.)

Воспитатель: А куда мы с вами попали? ( ответы детей)

                      А вы любите рисовать?

                     Рисовать мы будем не простые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учится рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».По окончанию рисования звучат фанфары и включается мультимедийный проектор:« Совушка» прощается с детьми .

3. Итог занятия.

Воспитатель: Колокольчик зазвонил в круг собраться попросил.

Где же мы ребята побывали?

Вам понравилось?

А что именно? Ребята, как вы думаете почему распускались цветы.

( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! Волокна бумаги в воде разбухают и цветы « распускаются»

Почему образовались пузырьки? (объяснения детей )

Воспитатель: Да, пузырьки появились потому , вода тяжелее масла и

   добавив таблетку аспирина,а в ней находится углекислый газ ,  на границе масла и воды образовались пузырьки.

А  кому из вас понравилось рисовать? Как вы думаете почему получались такие рисунки? (ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям. Вся загадка в воске ,так как он не пропускает воду.

Самооценка.

Воспитатель: Ребята, перед нами карта ,с помощью которой мы путешествовали. Давайте ,поиграем в игру « Чудесные бабочки». У вас у всех есть бабочки – зеленая, красная ,желтая. Красная –«я настоящий волшебник»; зеленая – «я много узнал, но хочу узнать больше»; желтая- «я хочу все-все знать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"

Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:-расширение представлений об окружающем...

Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности «Мир вокруг нас»

В результате реализации проектной деятельности дошкольники получили представление о свойствах объектов неживой природы, о физических явлениях окружающего мира. У  них повысился уровень любознател...

Открытое занятие по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебство вокруг нас"

На методическом объединении с детьми средней группы (4-5 лет) проведено занятие по формированию у детей исследовательских умений через организацию опытно-экспериментальной деятельности...

Проект по развитию экспериментальной деятельности "Мир вокруг нас"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» в средней группе

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; о значении воздуха для практических целей человека.Задачи занятия: - обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воздухе, её свойствах...