Открытое занятие по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебство вокруг нас"
план-конспект занятия (средняя группа)

Чальцева Ирина Александровна

На методическом объединении с детьми средней группы (4-5 лет) проведено занятие по формированию у детей исследовательских умений через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ispravl_konechnoe.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие на методическом объединении с детьми средней группы по теме «Волшебство вокруг нас»

Чальцева И.А.

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования с водой и в изобразительной деятельности: знакомством с  альтернативным способом рисования «Эбру».

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Актуализировать и систематизировать знания детей о свойствах воды (прозрачность, хороший растворитель) и гуаши (растворяется в воде, придавая ей цвет краски).
  2. Познакомить с методом рисования красками «Эбру» по воде: заполнять фон с помощью шприца, ставить точки краски палочкой, растягивать их в определенном направлении, создавая образ.
  3. Продолжить формировать умение проводить опыты и эксперименты.

Развивающие задачи:

  1. Развивать связную речь дошкольников.
  2. Развивать умение формулировать выводы, обобщать опыт своей работы.
  3. Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к творчеству, инициативу в высказывании собственных суждений.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия:

Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь».

Входят в зал дети и воспитатель. Садятся на стульчики.

Светит солнышко сутра.

Поиграть пришла пора!

(Звучит звонок телефона (Скайп).)

-Ребята, кто это нам звонит интересно?Алло! (Маша –Алло. Здравствуйте, ребята и Ирина Александровна!)

-Вы узнали ее? (Да, это Маша)

Маша: У меня сегодня сутра такое замечательное настроение, так хочется повеселиться. Я приглашаю вас в волшебную страну опытов и экспериментов, стать волшебниками и отгадывать секреты волшебства.

-Ребята, Маша предлагает нам стать волшебниками. А кто такой волшебник? Что он делает?(делает фокусы, чудеса)

­ Правильно. Он делает волшебство, фокусы. Превратимся в волшебников – наденем волшебные фартучки.

Маша: А я тоже люблю разные чудеса. Но больше всего мне нравится разные эксперименты делать. Можно с вами поиграть? Встаньте со стульчиков, попрыгайте на двух ногах, похлопайте в ладоши. А теперь найдите в комнате дерево. Под ним находится шишка. Она необычная – подскажет вам, что делать дальше. Удачи!

Дети выполняют действия по порядку. Под елью находят шишку.

На шишке записка: «Идите по следам, сюрприз ждет вас там».

Дети идут по следам и находят коробку красного цвета под столиком. Внутри баночка с молоком и баночка с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель:Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одной пуговице в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находится в чистой воде, мы сможем увидеть.

- Что нужно сделать, чтобы у воды появился цвет?

(ответы детей)

-Сейчас проверим.

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой.

Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой (или пассы руками):

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети предполагают, что вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт бутылочку с водой, откручивает крышку и демонстрирует детям, что они были правы – на крышке остатки краски. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод. (на слайде – модель-схема вывода)

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

-Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде и вода жидкая. (показать, что на воде не получается рисовать)

-Но мы же волшебники и у нас есть волшебная вода, на которой можно рисовать. Попробуем?

-Перед нами волшебная вода. В неё добавлен крахмал. Можно рисовать? (провести кистью, рисунка нет)

-Пока не получается, видимо, одной волшебной воды недостаточно. Нужно что-то ещё. Чем мы рисуем? (красками)

-Да, нам нужны краски, которые бы помогли нам рисовать на воде. Как хорошо, что Маша пригласила нас в волшебную страну опытов и экспериментов. Посмотрите, какое чудо я вам сейчас покажу.

-В прозрачный контейнер с водой я помещу краску. (С помощью шприца заполняет всю поверхность контейнера краской.) Ой! Что такое? (Не растворяется и всплывает.) Почему? (Легче воды, вот и всплыла. А почему не растворилась, интересно?) Я раскрою вам секрет. В состав таких необычных красок входят вещества, похожие на пластилин, которые скрепляют краску и не дают воде их растворить.

- Теперь я беру свою волшебную палочку, набираю на кончике немного краски и медленно, сильно не опуская в воду, ставлю еще несколько капель. Чтобы краски не смешались, вытираю палочку о салфетку, набираю другой цвет и делаю еще несколько капель на воде. Вновь вытираю палочку о салфетку. Чистой волшебной палочкой начинаю водить по каплям. (Показ) Получаются необычные, завораживающие, сказочные узоры.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сохранить воспоминания о нашей встрече и оставить на память эту сказочную картину? (Дети: Да!)

-Мы можем перенести ее на бумагу. Опускаем аккуратно бумагу на нашу волшебную картину. А теперь будьте внимательны. Как только края листа начнут приподниматься, заворачиваться, можно этот лист осторожно вытянуть через края контейнера.

-Какой яркий и необычный рисунок у нас получился. Предлагаю нам поместить его в новую галерею под названием «Волшебство вокруг нас!» и потом дополнить ее интересными рисунками каждого из вас. Как вы на это смотрите? (Согласны)

Самостоятельная деятельность детей по экспериментированию.

Вопросы:

-С чего начнём? (Заполним с помощью шприца всю поверхность контейнера) -Как нужно проводить палочкой по воде? (Только по поверхности, не надо палочку в воду глубоко опускать)

-Как нужно переводить рисунки на лист бумаги (Опускаем лист в контейнер, кладём на поверхность воды. Ждём, когда края начнут подворачиваться. Аккуратно снимаем.)

-Ах, какая красота у вас получилась! Ваши рисунки мы тоже поместим в нашу галерею.

(Галерея – поставить с краю 2 столика. Накрыть столики тканью красивой.)

Снова раздается звонок от Маши (Алло! Ребята, ну как прошло путешествие в мир науки? Думаю, это было очень весело и увлекательно. Что вам понравилось? Что было сложным? Молодцы, ребята! Вы раскрыли много секретов волшебства науки и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».

-А я вам хочу подарить за это медали.

(Раздаёт медали «Маленькие волшебники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности «Мир вокруг нас»

В результате реализации проектной деятельности дошкольники получили представление о свойствах объектов неживой природы, о физических явлениях окружающего мира. У  них повысился уровень любознател...

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» в средней группе

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; о значении воздуха для практических целей человека.Задачи занятия: - обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воздухе, её свойствах...

Открытое занятие (аттестация)Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности «Секреты лимона»

Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности  «Секреты лимона» Организационная информация1Направление развития детейПознавательное развитие2Доминирующая об...