«Чудеса вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колпакова Оксана Юрьевна

 Программное содержание:

1.  Задачи на развитие познавательных способностей:

- уточнить знания детей о лесе и его обитателях,

- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса;

 - упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев;

- развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

- уточнить представления о появлении растений, насекомых, земноводных, птиц;

- развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, память, мышление, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

2.  Задачи на развитие связной речи:

- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, клен — кленовый, береза — березовый, осина — осиновый), в составлении относительных прилагательных, развивать эмоциональность речи, сообразительность.

3. Воспитательные задачи:

- формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; учить применять новые способы преобразования впечатления,

- учить проявлять интерес к окружающей действительности, заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде, не разрушать условия жизни лесных обитателей;

- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

музыкальное и мультимедийное сопровождение («Времена года» П.И.Чайковского); макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и нарисованные листочки  этих деревьев; карта – инструкция; игрушка Лягушка; альбомы «Насекомые», «Птицы»; модели  насекомых (бабочка);  загадки и стихи из  книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа»; карты - схемы для зрительного восприятия, для составления описательных рассказов про птиц; пазлы «Что сначала, что потом» (бабочка, лягушка).

Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук»: игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых. Детско- родительские проекты по темам: «Насекомые и их мир», Наши друзья – птицы!»

 

Ход игры - путешествия:

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Детей встречает «лягушка – путешественница» (воспитатель с куклой - лягушкой).

«Вы, ребята, знаете меня? Лягушка путешественница я!

Много нового и интересного спешу  узнать, тайны природы хочу разгадать!

А Вы бы хотели со мной отправиться в увлекательное путешествие? Куда же мы отправимся?

Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, Чудеса

увидишь в нем.

(Лес.)

Лягушка (воспитатель) . Сейчас я расскажу вам сказку о лесе, а отнесет нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):

- Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси—

В лесу на землю опусти.

 

     Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Дети с лягушкой «приземляются»  в лесу.

Лягушка- путешественница:  Вот мы и в лесу! А, кто,  сумеет разгадать загадку?

Слушайте: Весной веселит, Летом

холодит, Осенью кормит,

Зимой согревает. (Дерево.)

(Ответы детей.)

В лесу  много деревьев!

Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»

     Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Лягушка- путешественница  спрашивает каждого ребенка, какой у него лист.

Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.

Лягушка- путешественница:

Лягушка- путешественница:  Посмотрите вокруг. Лес полон волшебства!  Закройте глаза. Какие звуки леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц, шорох насекомых в траве и пр.)

      А теперь давайте посмотрим вокруг еще раз. Увидеть все, что есть в лесу, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Путешествовать по лесу нам поможет карта. Мы будем следовать по карте (Приложение № 1), соблюдая инструкцию: две клеточки вправо, одна клеточка вверх!  Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить.) Что вы видите?

Дети. Лес, лесок стоит богат, Угощает всех ребят:

Девчонок—земляникой, черникой, голубикой, Мальчишек—

орешками, грибами-сыроежками. Девчонок—малиной,

Мальчишек—хворостиной. Кто на свой пенек не сядет, Того

хворостинка и достанет.

(Дети садятся.)

В лесу растут грибы.  Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) (предлагается игра «Выбери съедобные грибы») (Приложение № 2)

Лягушка- путешественница:  Что еще растет в лесу?  Снова пошли по карте: 4 клеточки вправо, 3 клеточки вверх!   Молодцы!  Это ягоды.

     Дидактическая игра «Сравни ягоды». Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению. Материал. Карточки схемы малины и земляники.

Ход игры: Детям предлагается  рассмотреть картинки схемы и найти отличия. Например: Земляника растет низко к земле, а малина – высоко. Земляника мелкая, малина – крупная. У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий. У земляники листья мелкие, а у малины – крупные…

И из каких лесных ягод мама варит вам варенье? (Из красной брусники, спелой черники, сочной малины и т.д.)

Игра с мячом «Скажи по- другому».

Цель. Учить детей образовывать относительные прилагательные. Материал. Мяч. Ход игры Суп из грибов - …(грибной суп). Место, где растет много грибов, какое? - … Место, где растет много черники, какое? - … Начинка из грибов, какая? - … Начинка из земляники , какая? - … Пирог с грибами, какой? - … Лист клубники, Какой? - … Лист малины, какой? - … Лист клюквы, какой? - …

Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли? Давайте посмотрим с помощью карты! Одна клеточка вправо, 3 клеточки вверх! Белка – это животное!

Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев.

Игра «Найди, кто прячется» (игра на развитие зрительного восприятия) (Приложение № 3)

Лягушка- путешественница:  А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А

какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? Выполняем команды: 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх! Это бабочка – насекомое! А кто помнит, как появляется бабочка?

Игра в пазлы «Что сначала, что потом! (Приложение № 4)

      На Земле великое множество насекомых. На брюшке у них — поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название ≪насекомые≫ — от слова «насекать». У насекомых три части тела - и шесть ног. Насекомые —прожорливы, они едят все: зелень, мелких насекомых...Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие — один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека это можно сказать: трудолюбивый, как...

Дети. ...пчела.

Лягушка- путешественница:  Назойливый, как...

Дети. ...муха.

Загадки  (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Имя взял у кузнеца,

Цвет—у огурца,

Крылья—у морошки,

Ножки—у блошки.

(Кузнечик.)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит—стрекочет.

(Стрекоза.)

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Разбойник садовый,

Поясок медовый.

(Шмель.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка.)

Лягушка- путешественница:  Кто лишний? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).

Дети. Это лягушка. Лягушка—животное. Она проводит часть жизни в воде, а часть—на суше. Найдите, есть ли лягушка на нашей  карте?

Лягушка- путешественница:  А что вы знаете о жизни лягушек? Как появляются лягушки? Мы сможем двигаться дальше, если вы отгадаете моё задание «Что сначала, что потом» (предлагается составить с помощью пазл  схему появления лягушки) (Приложение № 5)

Лягушка- путешественница:  Вы успешно справились! Молодцы!

     Пойдем дальше. А вот и болото. Здесь моё самое любимое место.

Не проедешь, не пройдешь,

Обойдешь сторонкой,

И водицы не попьешь с синеватой

пленкой.

 Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек—

Государство журавлей, Уток и

лягушек.

А как же нам через него перебраться

и не завязнуть?

1-й ребенок. Настелить дорожку из веток, упавших деревьев.

2ребенок. Наклонить большое дерево, зацепиться за него и

перелететь по воздуху.

3ребенок. Позвать журавлей, сплести сетку и попросить,

чтобы они нас в ней перенесли, или как в сказке «Лягушка-

путешественница».

4-й ребенок. Прыгать с кочки на кочку.

5-й ребенок. Взять палки и проверить глубину болота.

Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.

На болоте нет дорог,

Мы по кочкам—скок да скок.

Лягушка- путешественница:   Вот мы из болота и выбрались. Как же нам

Дорогу домой найти? Может спросить у кого-нибудь из тех, кто умеет летать

и с высоты все видит: у птиц?

Кто какую птицу желает спросить, опишите нам, а мы попробуем угадать?

Составление  описательных рассказов детьми по схеме (Приложение № 6)

     За ваши знания получите в подарок от птиц волшебное перышко, оно и поможет Вам добраться до дому!

Игра с волшебным перышком «Зверь, птица, насекомое»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Мы по лесу шли, перышко  нашли. Зверь, птица, или насекомое?» В это время Лягушка- путешественница выбирает одного из детей, который закрывает глаза, и дает ему в руки перышко.

Лягушка- путешественница. Раз, два, три!

Ребенок крутится вокруг себя, останавливается, указывая перышком на кого-нибудь из детей, и произносит, например, «зверь». Ребенок в кругу берет перышко с другой стороны и называет любого зверя («медведь») (насекомое — «бабочка», птица — «синица»).

Лягушка- путешественница. Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья... (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке — одна, указательным и большим — две и т. д., пятью — дождь, стучим пальчиками о пол.)

     Нам лягушка такая погода нравиться, я попрыгала дальше, а Вам ребята пора в детский сад! А теперь пора прощаться. И не забывайте, что  полон лес, И загадок, и чудес! Дружите с природой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Список использованной и рекомендуемой литературы:

 

1.     Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.

2.     Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями./В.А. Баймашева, Г.М. Охапкина – М.: «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с. 

3.     Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.

4.     Воронкевич О.А., («Добро пожаловать в экологию»  Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2004, 85 стр.

5.     Горбатенко О.Ф.  Система экологического воспитания в ДОУ/О.Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.

6.     Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие/С.Н. Николаева - Издательство: Москва «Просвещение», 2002г - 208с.

7.     Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду /Н.А. Рыжова – М.: «Карапуз», 2001. – 115с.

8.     Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду/О.А. Соломенникова – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 112с.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Чудеса вокруг нас»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность....

Статья "Чудеса вокруг нас"

Статья "Чудеса вокруг нас" о ТРИЗ - технологии....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:  « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

экспериментальная деятельность «Чудеса вокруг нас»

Цель:Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовате...

Занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе Тема: «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кля...