Статья - "Взаимодействия ребенка со сверстниками ".
статья по теме

Сазонова Елена Геннадьевна

В период дошкольного детства взаимодействие с другими детьми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_rebenka_s_drugimi_detmi.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

"Взаимодействия ребенка с другими детьми".

В период дошкольного детства взаимодействие с другими детьми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция. 

Возраст детей


Игровое взаимодействие


Общение


Взаимодействие детей на занятиях


1,5-2 года


Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы и атрибуты к ним, мишки). Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой на другие; они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия. 


Общение с взрослыми носит деловой, объектно-направленный характер. Закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. К 2 годам дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый друг другу. Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.


Между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом в разученные раннее при помощи взрослого игры. Однако имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Взаимообщение детей возникает в предметно-игровой деятельности и режимных процессах. Ребенок осваивает правила поведения в группе.


2 – 3 года 


Третий год жизни - период развития сюжетно-отобразительной игры. Продолжительность (3-6 мин), постепенно становятся белее длительными (8-10 мин). Дети 2-3 лет очень любознательны, их привлекает всё новое, они с удовольствием наблюдают за действиями взрослых, учатся им подражать. В играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка, и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию»


Особенности общения детей 2-3 лет заключается в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу - все для них партнеры по игре и шалостям. В этот период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.


У детей 2-3 лет формируется мотивация к взаимодействию и общению.

Появляется стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности.

Происходит развитие произвольной регуляции поведения, а также

зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.


3 – 4 года


Вначале - игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу - способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2-3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учитываются игровые желания другого. Подражают действиям с игрушкой партнеров


Речь ребенка состоит из простых предложений. Дети беседуют, но не всегда отвечают друг другу. Может происходить и «коллективный монолог


Проявления интереса к предметным действиям партнера, подражание им. Способность пригласить партнера к выполнению совместной работы. Попытки наладить сотрудничество.

4 – 5 лет

Игровые объединения состоят из 2-5 детей. Увеличивается продолжительность игрового взаимодействия. Распределяют роли. Согласовывают игровые действия по ходу игры. Появляется ролевое общение. При конфликтах оказывают давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить партнеру правомерность своих притязаний

Речь ребенка состоит из сложных предложений. В беседе дети адресуют свои высказывания друг другу. Могут учитывать возможности понимания слушателя. Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Форма общения со сверстниками выглядит как хвастовство.

Способность (с помощью взрослого) разделить материал и распределить обязанности при выполнении работы. Усиление взаимного контроля за действиями сверстника. Стремление к получению конечного результата.

5 – 6 лет

Возрастает избирательность и устойчивость взаимодействия. При планировании игры основное внимание уделяют согласованию ее правил. Появляются попытки совместного распределения ролей. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий другого, ссылаясь на правила

Сообщения детей относятся не только к настоящей ситуации, но содержат информацию о прошедших событиях. Дети внимательно слушают друг друга. Эмоционально переживают рассказ другого.

Способность предложить группе сверстников план совместной работы. Самостоятельное распределение обязанностей внутри группы. Учет мнений членов группы. Развитие чувства сопричастности общему делу.


6 – 7 лет


Предварительное совместное планирование игры, распределение ролей. Ролевое взаимодействие свертывается. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила


Пытаются дать собеседнику как можно более полную и точную информацию. Уточняют сообщения другого.

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга.


Дальнейшее расширение и усложнение форм совместной работы (интегрированная деятельность). Возможность сотрудничества в непродуктивных видах деятельности. Коллективное создание замысла. Доброжелательное внимание к партнерам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую...

Статья для педагогов: "«Взаимодействие детей со сверстниками»"

Исследование особенностей взаимоотношений детей 5-6 лет              через диагностическое упражнение «Помощники»...

06.10.2017 Вебинар: «Особенности организации взаимодействия ребенка со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте»

Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы взаимодействия детей разных возрастов друг с другом. Взрослые нередко имеют искаженные представления о том, как дети разного возраста воспринимают друг др...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ»

Между детьми во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе взаимодействия ...

статья Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками

Дошкольный возраст – это период наиболее быстрого социального развития личности. Дети в этом возрасте нуждаются в объяснении многих жизненных ситуациях, советах, поддержке и понимании. Огромную ...

Статья "Общение ребенка со сверстниками"

Для  ребёнка дошкольного возраста значимыми людьми помимо близких взрослых становятся сверстники. По мере взросления дети  ссорятся, дружат, мирятся, ревнуют, обижаются, помогают друг другу....

Статья "Взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности"

Аннотация: в данной статье представлена специфика взаимодействия и общения, возрастная характеристика взаимодействия детей, а также  различные диагностики взаимодействия детей младшего дошкольног...