Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чешкова Вера Фёдоровна

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_cheshkovoy_v.f.madou_ds_68_gmo.docx51.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

   «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ»

Тема: «Модель организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения  и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО»

Чешкова Вера Федоровна,

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №68 «Ромашка»

        

Г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2015

В дошкольных образовательных учреждениях введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ согласно ФГОС является – обеспечение социализации детей.  Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие и социализация. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. Это обозначено в содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а именно:  

«…содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера  и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности»

     Игровая деятельность – самая любимая  и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду.

Условно выделяются несколько классов игр:

- игры по инициативе детей (творческие игры);

- игры по инициативе взрослых с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры);

- народные игры (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни.  Сюжетно – ролевая игра – является как бы первой пробой социальных сил и первое их испытание. Это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Нами разработана и  представлена модель развития сюжетно-ролевой игры по рекомендациям программы «Детство». В данной модели показано усложнение в развитии игровой деятельности, подходы к педагогическому сопровождению в соответствии с возрастом детей.

      Одним из приемов педагогического сопровождения, направленных на ознакомление детей с основными компонентами игры, обогащению содержания детской игры является рассказ воспитателя, о том, как он играл в детстве.  

Данная работа организуется в совместной деятельности. Воспитатель вместе с  детьми садится в кружочек, приносит свои детские фотографии (хорошо если на них он вместе со своими друзьями). Рассказы воспитателя помогают познакомить детей с основными моментами организации совместной игры:

  1. договор на игру;
  2. распределение ролей;
  3. постановка игровых целей;
  4. создание игровой обстановки;
  5. непосредственная игра;
  6. концовка игры.

Для этого необходимо строить рассказ по плану:

  1. внимание детей фиксируется на то, что есть начало игры - дети договариваются играть вместе, решают, во что можно интересно поиграть;
  2. рассказывается, как распределяются роли. В первом рассказе, необходимо разъяснить пути, с помощью которых разрешаются конфликты, споры по поводу главных и других ролей; в последующих же рассказах воспитатель напоминает о некоторых хитростях, которые без ссор помогают договориться (например, принимать роль по очереди, отправиться в плавание на 2-х кораблях и т.д.);
  3. далее воспитатель рассказывает о том, как определить игровые цели, т.е. кто и что будет делать в игре, при этом обращает внимание детей на то, что игра получится лишь тогда, когда каждый играющий знает, чем он будет занят в общей игре;
  4. рассказывается детям, как создать игровую обстановку, т.е. построить крепости, дома, корабли и.т.д.;
  5. воспитатель рассказывает о непосредственном содержании игры, о том, какие приключения были придуманы и раскрывается содержание ролевого воздействия и диалогов;
  6. обязательно поговорить с детьми о том, как заканчивается игра (дружно убрали игрушки, договорились, когда еще будете играть).

Чтобы детям понравился этот прием и воспитатель смог добиться желаемого результата, следует помнить несколько советов:

  1. вспоминать о детстве, как о веселой и интересной поре жизни;
  2. рассказывать предельно искренне;
  3. строить свои рассказы по одному и тому же плану;
  4. не допускать длительного монолога, обращаться к детям во время рассказа с вопросами (например, «А у вас как было?», «А вы ссорились, когда распределяли роли?», «А ваш корабль натыкался на подводные рифы?» и т.д.);
  5. не перенасыщать свой рассказ множеством событий, достаточно 2-3 событий;
  6. подключать детей к проговариванию плана рассказа воспитателя;
  7. лучше всего проводить такие беседы в понедельник, потому что предоставляется возможность открыть им новые перспективы игры на неделю.

Одним из способов работы, направленных на создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события в играх, позволяющие в полной мере удовлетворять их интересы, мы используем тематические книжки «Библиотечку игр» со специально подобранными комплектами иллюстраций, отражающие разнообразные приключения и события. Начиная работать с данными книжками, мы отбираем иллюстрации на темы, в  которые  играют дети в соответствии с возрастом и отражающие социальную действительность исходя из непосредственного опыта детей (семья, водители, строители, магазин  (супермаркет), салон красоты, кафе, туристическое агентство (путешествия), музей, поликлиника, больница, аптека, зоопарк, школа,  журналистика и т.д.) Затем, для расширения   игровых интересов детей, мы пополняем нашу библиотечку книжками на новые темы. К оформлению данных книг привлекаем детей и родителей.

Как мы работаем по данным книгам?

  1. Работа не должна проходить в форме занятий. Желательно, чтобы разговоры по поводу этих тематических книжек проходили в форме занимательных бесед. Такие беседы, в зависимости от тематики книг, мы организуем иногда только с мальчиками и с девочками, а также индивидуальные и общегрупповые. Первый разговор по такой книжке мы организуем следующим образом: приглашаем детей подойти к книжной полке и сообщаем, что приготовили сюрприз, который лежит на полке, и предлагаем найти его. Дети рассматривают книги и находят среди них новую.
  2. Рассматривая с детьми иллюстрации в книге, воспитатель обращает внимание на то, что, к сожалению, книгу нельзя читать, так как в ней нет текста, и предлагает детям самим придумать истории к картинкам, которые им понравились.
  3. Для повышения интереса у детей к предстоящему делу мы говорим, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, который ее сочинил, а затем вставлен в данную книгу.
  4. Дети рассаживаются так, как удобно им, и придумывают рассказы по понравившейся иллюстрации.
  5. Затем рассказ ребенка воспитатель записывает под его диктовку. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит о том, что не успел записать и договаривается, что ребенок продиктует его вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.

Если не получается сочинение истории, необходимо ребенку помочь наводящими вопросами:

  • Как ты думаешь, что происходит на картинке?
  • А почему произошло это событие?
  • Как же они будут действовать дальше?
  • А не появятся ли в твоем рассказе новые персонажи, которых не успел нарисовать художник? (Например, на картинке возле корабля тонущий мальчик, то в рассказе могут появиться акулы, дельфины, спасатели и др.)

Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями для того, чтобы в группе прочитать для всех детей.

На одну и ту же иллюстрацию дети могут составить несколько разных рассказов. Преимущества способа работы по придумыванию историй заключается в том, что, сочиняя историю, ребенок находится в сфере своих интересов, внутренне он соучаствует в событиях, им выбранных и, конечно, это, скорее всего, захочет отразить в играх.

Записанные в книжках, обработанные взрослым истории, случаи, приключения поднимают авторитет сверстников в глазах друг друга, как бы сближает их возможности, что чрезвычайно важно для установления взаимоотношений в группе. Работая с книжкой, воспитатель может подобрать картинки, которые вызовут у детей благородные чувства и намерения, стимулирует воображение и литературное творчество детей, способствует развитию активной речи. 

      Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует использование коллекционирования детьми предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек   для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа» или «Школьный базар в гипермаркете», коллекция театральных билетов и программок   для игры «Театр», открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и т. п.). Создание временных и постоянных коллекций требует определения места хранения, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.

        Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и т. п.). Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок (сценариев праздников, конкурсов, проводимых в книжном магазине для маленьких читателей, и т. п.).        Совместное творчество воспитателя и детей создает условия для перехода от «игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализация замыслов и становление новых идей.

Этап подготовки к игре, по сути, является «игрой в подготовку к игре» и может быть более продолжительной по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения  детей и взрослых.  

       Таким образом, развитие сюжетно- ролевой игры  происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка.   Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

статья Взаимодействие специалистов групп компенсирующей направленности по внедрению педагогики оздоровления дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Поэтому мы поставили перед собой такие задачи:1. Развитие псих...

06.10.2017 Вебинар: «Особенности организации взаимодействия ребенка со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте»

Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы взаимодействия детей разных возрастов друг с другом. Взрослые нередко имеют искаженные представления о том, как дети разного возраста воспринимают друг др...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ»

Между детьми во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе взаимодействия ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...

Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО

Разработанная модель для дошкольников с нарушениями зрения  способствует овладению детьми  сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формиро...