Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Комарова Елена Валентиновна

В раннем возрасте интенсивно развиваются структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности и в познании окружающего мира. Всестороннее представление окружающего мира у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, т.е. оно лежит в основе чувственного восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В раннем возрасте интенсивно развиваются структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности и в познании окружающего мира. Всестороннее представление окружающего мира у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, т.е. оно лежит в основе чувственного восприятия. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, раздеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу- это развитие точных движений.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки:
1.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры –это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятии «вправо-влево», «вверх-вниз». Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнение пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков ,сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. В раннем возрасте следует проводить продолжительностью от 3 до 5 минут.
2. Игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: бусы, пуговицы, рожки и макароны и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
3. Собирание мозаик и пазлов.
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
4.Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Найдите большую коробку, заполните ее промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, когда он отвернется. И пусть он ищет. Предложите ребенку нарисовать на песке рисунки.
5.Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно. Не выходя за контуры изображения предметов, равномерно нанося нужный цвет. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с карандашом, у них развивается мекая мускулатура рук. Рисовать можно цветными карандашами, фломастером, мелком, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал. Если ребенок неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
6.Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции- аппликации. Пусть ребенок рвет руками картинки из журнала или газеты- как получится: а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую- либо форму. Может получится осмысленный коллаж.
7.Лепка из пластилина, глины, соленого теста.
Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка .Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме. Лепим колбаски, колечки, шарики.
8.Шнуровки.
Ребенку предлагается «незаконченная» картина(изображение ежика, елки, домика) к которой нужно прикрепить  недостающие детали: грибы, орехи, новогодние игрушки и т.д. Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.д., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась картина.
 

Развитие мелкой моторики рук проходят также при завязывании и развязывании лент, собирании разрезных картинок, застегивании и расстегивании пуговиц, разбор круп и т.д.
При развитии мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые игры, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, лепить из глины и пластилина, самостоятельно строить из мелких деталей конструктора и т.д.
Таким образом: если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...