Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Марченко Оксана Юрьевна

Актуальность:

 

          В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

         Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая воз­можность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творче­ской направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

          Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

 

 

 

 

 

          Значение театрализованной деятельности:

 

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

 

 Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

 

 Задачи для педагога:

 

• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;

• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

 

 Задачи для детей:

 

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

 

          Предполагаемый результат:

 

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

 

       Форма самообразования: индивидуальная.

 

       Форма отчета по проделанной работе:

• презентация по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

• фотоотчет для родителей.

 

 

 

Изучение учебно-методической литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

 

 

 

 

 

 

План:

 

Сентябрь   

  1. Изучение литературы по организации работы.
  2. Театрализация сказки «Колобок».  
  3. Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».   

 

Октябрь   

  1. Театрализованная игра «Зверята».
  2. Показ и театрализация сказки «Заяц и лиса».  
  3. Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.   

 

Ноябрь    

  1. Театрализованная игра «Прятки».
  2. Театрализация сказки «Репка».  
  3. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.   

 

Декабрь  

  1. Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».
  2. Организация праздника к Новому году.   
  3. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике. 
  4. Помощь в организации новогодних утренников.
  5. Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства»

 

Январь    

  1. Народная театрализованная игра «Король».
  2. Театрализация сказки «Теремок». 
  3. Просмотр разных видов театра дома с детьми.
  4. Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.

   

          Февраль   

  1. Театрализованная игра «Бабушка- Маланья».
  2. Показ детям сказки «Рукавичка».  
  3. Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».   

 

Март

  1. Театрализованная игра «Мое настроение».
  2. Организация праздника для мам.  
  3. Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру».
  4. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

 

 

 

Апрель 

  1. Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т.д.).
  2. Памятки для родителей по обучению связной речи.
  3. Изготовление фотоальбома: «Театр и дети».

 

Май

  1. Презентация о проделанной работе.
  2. Показ презентации на родительском собрании.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 Выборгского района

План работы по самообразованию

на 2018 – 2019 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                           Воспитатель:

Марченко О.Ю.

Санкт-Петербург

2018

Актуальность:

          В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

         Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 

          Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

          Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

 Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. 

 Задачи для педагога:

• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;

• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

 Задачи для детей:

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

          Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

       Форма самообразования: индивидуальная.

       Форма отчета по проделанной работе:

• презентация по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

• фотоотчет для родителей.

Изучение учебно-методической литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

План:

Сентябрь  

  1. Изучение литературы по организации работы.
  2. Театрализация сказки «Колобок».  
  3. Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».    

Октябрь  

  1. Театрализованная игра «Зверята».
  2. Показ и театрализация сказки «Заяц и лиса».  
  3. Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.    

Ноябрь   

  1. Театрализованная игра «Прятки».
  2. Театрализация сказки «Репка».  
  3. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.    

Декабрь    

  1. Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».
  2. Организация праздника к Новому году.    
  3. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.  
  4. Помощь в организации новогодних утренников.
  5. Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства»

Январь    

  1. Народная театрализованная игра «Король».
  2. Театрализация сказки «Теремок».  
  3. Просмотр разных видов театра дома с детьми.
  4. Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.

   

          Февраль  

  1. Театрализованная игра «Бабушка- Маланья».
  2. Показ детям сказки «Рукавичка».  
  3. Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».    

Март  

  1. Театрализованная игра «Мое настроение».
  2. Организация праздника для мам.  
  3. Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру».
  4. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

Апрель   

  1. Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т.д.).
  2. Памятки для родителей по обучению связной речи. 
  3. Изготовление фотоальбома: «Театр и дети».

Май

  1. Презентация о проделанной работе.
  2. Показ презентации на родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...