«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Почанина Елена Алексеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

          Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inlyuziya.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Автор: Почанина Е.А. – воспитатель СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица.

             В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

          Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

          Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОО делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

          Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования, в том, чтобы дать детям почувствовать себя состоятельными в элементарных действиях, эмоционально благополучными, а также сохранить и укрепить  самооценку детей, сохранить и укрепить  моральный и психологический климат в группе.  И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию коррекции детской речи является важной частью. От того, насколько у ребенка сформируются все компоненты речевой системы в единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) зависит его дальнейшее развитие.

Основная цель коррекционной работы с детьми – это создание условий, которые будут способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие, осуществлять коррекцию нарушений речи, обеспечивать готовность к обучению в школе детей с ОНР.

Этот процесс может происходить так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Создание специальной коррекционно-развивающей работы предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

  • Создание предметной развивающей среды
  • Создание программно- методического обеспечения
  • Взаимодействие с родителями
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Обеспечение доступности образовательных услуг

Коррекционная работа и  инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и  инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

       Такая работа возможна только при организации работы по  взаимодействию с внешними организациями (взаимодействие учреждениями здравоохранения, сотрудничество с учреждениями науки, образования и культуры;  взаимодействие с общественными организациями, взаимодействия с семьей воспитанника).

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса:  это воспитатели, психолог, логопед, и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует  деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии коррекции речи могут  успешно включиться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.      

В группе компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов.

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
  • дифференцированный подход логопедической  работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • поддержка в обучении детей с различными способностями;
  • все дети участвуют во всех мероприятиях (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.);
  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой педагогов, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Успешная работа с родителями в ДОО проводится при тесном контакте с семьями, при условии использования инновационных форм работы:

  • Анкетирование, опросы;
  • Индивидуальные беседы,
  • Консультации;
  • Организация встреч со специалистами ДОО;
  • Родительские собрания, «Круглые столы»;
  • Практические семинары, сайт     ДОО
  • Проведение совместных мастер – классов (коррекционно -образовательных и творческих);
  • Дни открытых дверей;
  • Подготовка и проведений совместных семейных, календарных праздников;
  • Дни добрых дел;
  • Ведение портфолио ребенка;
  • Творческие тематические вечера, выставки, конкурсы;
  • Выпуск фотоколлажей;
  • Проектная деятельность по лексическим темам.

Формы работы с детьми ОНР

  • Игровые тренинги, ситуации;
  • Ритуалы приветствия;
  • Речевые и речемыслительные задания возрастающей сложности;
  • Игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Проговаривание чистоговорок и скороговорок;
  • Психогимнастика и релаксация;
  • Игровые ситуации;
  • Арттерапия;
  • Цикл НОД по теме «Познай себя»;
  • Игры – путешествия в мир своего «Я»;
  • Праздники и развлечения;
  • Конкурсы;
  • Проектная деятельность по лексическим темам.

Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов, приемов и средств, я применяю активные методы познавательной активности:
- метод познавательной игры;
- метод стимулирования;
- метод поощрения;
- метод организации учебно-познавательной деятельности;

Мне, как педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются следующие технологии:

наглядное моделирование - Мною активно используются в работе: наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы.

игровые технологии – это технологии, которые представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития.

Мне очень нравится включать в индивидуальные занятия с детьми игры с планшетами из серии «Логико Малыш».

Принцип, на котором построено пособие, – это один планшет и комплект карточек по основным направлениям развития (развитие речи, математика, грамота, целостная картина мира). Наборы карточек «ЛОГИКО-Малыш» – это и учебник, и игра, и пособие для фронтальной и индивидуальной работы, и стимулятор для развития мышления, речи, и энциклопедия знаний.

Было бы очень эффективно использовать эти игры на фронтальных занятиях, но для этого нужно увеличить число планшетов на каждого ребенка.

Особо хочется выделить внедряемые в нашем детском саду инновационную игровую технологию «Развивающие игры  Воскобовича». Пособие «ГЕОКОНТ», или как мы называем «резиночный» конструктор, сделали нам родители сами.

В игре незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, воображение.

На своих занятиях я использую разные пособия.  Очень полюбился детям  игровой тренажер  «Игровизор», который, на основе планшета Воскобовича я придумала сама, а родители помогли изготовить. При помощи Игровизора ребенок может нарисовать любую геометрическую фигуру, предмет, выполнить графический диктант, дорисовать симметрическую половинку. 

Информационно-компьютерные технологии –  это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией. У детей вызывает большой интерес применение на наших занятиях мультимедийных презентаций. Очень легко и интересно проходит логопедическое обследование детей именно с использованием презентаций.

         И конечно важным компонентом является создание предметно-развивающей среды.  Развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе.

Поэтому в нашей группе нет места строгому стилю: шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

В логопедической группе мы создали «Центр речевого развития» с включением необходимых предметов и атрибутов для речевого развития.

Центр речевого развития пополнен новыми пособиями:

  • Стенды для коррекции чтения и письма, «Домики звуков», «Картинки-символы для артикуляционной гимнастики».
  • Дидактические игры: «Болотные кочки» для коррекции слоговой структуры слова, «Читаем сами».
  • Ящик с песком и галькой, прищепки для коррекции мелкой моторики.
  • Компьютерные игры для коррекции устной и письменной речи.
  • Артикуляционные профили.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.                      

 Список литературы

  1. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-204.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с., ил.
  4. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
  5.   Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  6. Интернет-ресурсы. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования

Вариант оформление раздела образовательной программы "Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования" в соответствии с ФГОС ДО...

Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования

Разработка раздела образовательной Программы "Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования"...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО всоответствии с требованиями ФГОС ДО»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...

"Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация на МО в детском саду о законах, в которых говорится о поддержке и правилах воспитания  детей с ограниченными возможностями  в детских садах....