КМО по теме «Самообразование педагогов». Выступление на тему: «Формирование элементарных нравственных и эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему

Юрикова Эльмира Рустамовна

План - конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_po_samoobrazovaniyu.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Алтынчэч” с. Бишмунча”

(Альметьевского муниципального района)

Кустовое методическое объединение

по теме «Самообразование педагогов».

Выступление на тему:

«Формирование элементарных нравственных и  эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Руководитель КМО:                                        Подготовила и выступила: 

Хамитова Л.А.                                                 Юрикова Э.Р., воспитатель

Ст. воспитатель МБДОУ                                 МБДОУ «Д/с «Алтынчэч»

«Д/с № 62 «Тирэк»                                          с. Бишмунча»                                            

   

2018 год

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.) Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям конкретного общества.

Младший дошкольный возраст связан с освоением ребёнком новой социальной среды. Посещение детского сада диктует новые условия существования для малыша. Зачастую для детей это первый опыт общения со сверстниками, включение в группу, новое восприятие взрослого человека. Ребёнок начинает изучать правила поведения в детском саду, появляются рамки,  он становится более самостоятельным, учится принимать и вести себя в новых условиях. Эти новые для малыша обстоятельства выступают благоприятными условиями педагогического воздействия для формирования элементарных нравственных представлений. Нравственные представления, которые сформируются у детей в этом возрасте,  опыт, который они накопят на этом возрастном этапе, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Исходя из этого, я сформулировала актуальность выбранного мною направления.

Актуальность:  На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:

«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [5, пункт 1.6 общего положения].

Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через взаимодействие с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.

 

У детей младшей возрастной группы определенные нравственные понятия и представления находятся в стадии формирования и чаще всего носят эпизодический характер и напрямую зависят от воздействия среды (семья, группа сверстников), в то же время наблюдается нечёткое представление и умение  применять эти навыки в деятельности. Таким образом, большая социальная значимость придаётся культурно – речевому воспитанию детей, т.к. речь и поведение взаимосвязаны. Тесно связана с нравственным воспитанием и  эстетическая составляющая поведения ребёнка. Освоение ребенком речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения, т.е. обучая ребёнка культуре речевого общения, происходит благоприятное влияние на развитие его характера, его отношений с окружающими, в основе которых лягут нравственные принципы: деликатность, доброта, внимание, вежливость, уважение, скромность. Если ребенок не научится слышать и слушать, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Целью моей работы является формирование элементарных нравственных знаний, представлений и навыков эстетической культуры поведения детей, а также развитие социальной, познавательной, творческой активности, формирование качеств  гражданина и патриота.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  • -изучение и анализ методического материала по теме самообразования;
  • - подбор наглядно – демонстрационный  материал;
  • В образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности дошкольников систематически:
  • -знакомить детей с правилами этикета;
  • -формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
  • - учить относиться к окружающим с заботой, терпением;
  • - воспитывать любовь и уважение к близким и всем окружающим людям, независимо от их национальной принадлежности;
  • - воспитывать бережное отношение к культуре, искусству, языку;
  • - формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство;
  • -повысить грамотность родителей в вопросах нравственного воспитания.

Работа по теме «Формирование элементарных нравственных и эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста» была разделена на несколько этапов:

I этап - подготовительный

II этап - основной

III этап – заключительный

Подготовительный этап заключался в подготовке к началу работы:  в рамках изучения методической литературы по теме самообразования, подбор демонстрационного материала.  Подбор разного характера игр, в основном дидактических

Основной этап,  на котором я сейчас работаю,  заключается во взаимодействии с детьми, с родителями:

Основные его формы:

  • развивающие, дидактические  игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
  • моделирование и анализ заданных ситуаций
  • наблюдения, прогулки, экскурсии
  • рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, тематических слайдов
  • чтение художественных произведений
  • просмотр мультфильмов по теме
  • беседы, рассказ педагога и рассказы детей, сочинение историй
  • свободная и тематическая деятельность
  • использование фольклора и музыкального материала

Опираясь на актуальность выбранного направления, беседу я считаю одной из главных форм работы. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают детей  думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, мы даем  ребятам высказаться. Это позволяет нам, педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, (можно привести пример) учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.  Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. 

Дети наблюдают за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт   взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает положительное влияние на доверие  ребёнка к взрослому, а из доверия формируются положительные нравственные качества личности ребенка. Если ребенок вам доверяет, вы становитесь для него авторитетом. Он будет слушать и понимать. В работе с детьми стараюсь создать среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка: от наблюдения (пассивного созерцания) - к переживанию - пониманию - оценке – выбору (самостоятельному). 

Основные пути на данном этапе я выбрала для себя простые и понятные детям:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Но следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, раздеваясь, аккуратно складывать одежду.

3. Пример для подражания:  им могут быть воспитатель, родитель, знакомый  взрослый или ребенок, литературный (сказочный), мультяшный  герой, что является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку для визуального представления.

4. Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, помочь другому ребёнку в той или иной ситуации или ждать, когда тот справится самостоятельно.

5. Разъяснение: необходимо не только показать, и проконтролировать, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

6. Поощрение: можно проводить различными способами, но которые мотивировали бы дошкольников на обучение, к выбору правильного поведенческого шага (дети очень любят,  когда их хвалят перед родителями, тем самым повышая их самооценку в глазах родителей). (пример) 

7.  И главное разнообразие словесных методов: что помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории,  которую дети уже не раз слышали, создает неэмоциональное восприятие поведенческих правил, т.е. ребёнок перестает слушать, отвлекается сам,  отвлекая тем самым других.

В своей работе по теме самообразования, я стараюсь плотно взаимодействовать с родителями.  В беседах с родителями,  я заметила, что их волнуют проблемы поведения их детей,  непослушания, упрямство.  А воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность,  настойчивость,  ответственность, организованность,  не  все родители,   придают большого  значения.  Поэтому я поставила перед собой задачу: постараться повысить грамотность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:

- размещение информации о нравственности на стенде для родителей;

- индивидуальные беседы,  – консультации  на темы «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей младшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка»;

- папки - передвижки «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств - важный аспект в развитие личности»;

- анкетирование родителей

«О вопросах нравственности»

- родительские собрания,  вот недавно мы провели родительское собрание по теме нравственности  «Давайте воспитывать в детях доброту».  И я предложила родителям  проводить не только собрания,  но и мастер-классы, обмен опытом между родителями в воспитании ребенка и т.д.

В 2017 году я проводила КМО на тему экологического воспитания.   Целью и задачами,  были формирование положительного отношения к природе.  Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.  Но позже изучая литературу о нравственности, я пришла к выводу, что если детям не объяснить что такое милосердие, любовь, бережное и уважительное отношение и не научить их быть таковыми (что являются одними из задач нравственного воспитания). То невозможно заставить их любить и уважать природу как таковую. 

Промежуточные результаты работы (Ожидаемые результаты)

  1. Дети применяют накопленные навыки нравственных норм поведения в практике.
  2. Дети различают  полярные понятия  «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д.
  3. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
  4. Самостоятельно выполняют КГН.
  5. Отслеживается улучшение состояния воспитания нравственных  качеств и норм поведения у детей.
  6. Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали более активно принимать участие в жизни группы.

 Но вот в результате повседневных наблюдений выявлены и недостатки. Наблюдались случаи нарушений детьми правил общения: когда нужно было поступиться своими интересами ради других, суметь предусмотреть последствия поступков. Во время игр были случаи повышения детьми голоса из-за спорных вопросов, а иногда дети просто не могли без взрослых решить конфликтные ситуации, обращались за помощью. Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными при помощи элементарных навыков нравственного поведения для дальнейшей социализации.

В дальнейшем я планирую продолжить поиск путей совершенствования работы с детьми и родителями, именно по теме нравственности, так как проблема нравственного развития детей современного поколения я считаю, находится в критическом положении. Активное использование цифровых технологий увеличивает риск формирования у детей ложных представлений о воспитанности и правильном поведении, навязывая идеалы социальных сетей.

Но нам взрослым следует помнить! Самый лучший способ привить детям хорошие манеры,  сформировать этические нормы и правила поведения в повседневной жизни, уважение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе и всему, что создано руками человека - постоянно показывая пример, нами, взрослыми! Дети это наше будущее!!!

 Мои достижения.

1 Диплом за I место в международном конкурсе «Евроконкурс» - «Сокровищница России - Малая родина, народ, традиции» в номинации литературное творчество. Лучшее стихотворение на русском языке. 2016г.

2 Диплом и Благодарность за участие в XIII Всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебная палочка». III место. 2017 г.

Литература:

1.Авилова Е. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Е. Авилова. – М.: Пресс, 2004. – 96с.

2. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. / Р.С. Буре. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С.9-11.

3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире./ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С.21-24.

4. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром. / С.А. Козлова. – М.: Арнадия, 2008. – 104с.

5. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей. / С.Г. Якобсон. – М.: Азбуковник, 2004. – 256с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ"

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ"...

2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...

Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики

Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений   у детей младшего дошкольного возраста "Увл...

Лекция для педагогов на тему: "Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени"

Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...