Статья "Значение строительной игры для развития детей среднего возраста"
статья (средняя группа) на тему

Полякова Оксана Ивановна

Статья "Значение строительной игры для детей среднего возраста" (консультация для воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroitelnye_igry_v_sredney.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Оксана Ивановна, воспитатель.

МАДОУ «Золушка» г. Когалым.

«Значение строительной игры для развития  детей среднего возраста»

(консультация для воспитателей)

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Еще В. А. Сухомлинский говорил, что, -  «игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», а  строительная игра — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Из опыта хочется сказать, что дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту - ракета, для театрального представления необходима сцена. Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей.

Большое значение имеет игра  для развития пространственного мышления дошкольников (выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета; учить планировать свои действия; формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.

Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие Чаще всего строительные игры: переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры; проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.; ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются. Строительные игры активно используются в детском саду: во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.); в процессе прогулки; во время свободной игры в группе.

Для того, чтобы игра была интересной  и способствовала развитию ребенка, необходимо  создать в группе насыщенную и привлекательную  игровую  среду. Это - наборы строительных конструкторов: деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры; специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»; металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек. большие мягкие строительные модули; конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный). Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета (фигурки животных, куклы, машинки, поезда). Природный материал (песок, камушки, шишки, веточки, каштаны и т. д.). Демонстрация практических приёмов стройки с проговариванием ключевых слов, например, как правильно соединить детали, соорудить стены способом приставления брусков, этажные перекрытия, лестницы, оформить оконные проёмы, соорудить крышу и т. д. Создание проблемной ситуации, например: в детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь. В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек. Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д. Обыгрывание построек (строительство фермы для домашних животных, гостиницы для космонавтов, крепости для рыцарей, космического корабля, дворца для королевского семейства, морского порта с кораблями и т. д.).

Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Поддерживая детскую инициативность и любознательность детей этого возраста, можно ограничиться словесными объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут. В своей работе с воспитанниками 4–5 лет стараюсь учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому — принять активное участие в ролевом аспекте игры. Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить.  Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры: «Загородки и заборы», «Ферма», «Зоопарк»,  «Гараж для автомобилей», «Цирк», «Мосты большого города», «Комната для куколки» и т.д. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

Представляю вашиму вниманию!Маршрут профессионального и личностного  совершенствования педагога.«Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста».В нем содержатся разработанная це...

Родительское собрание для родителей детей средней группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам организации игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста» В средней группе: «Фантазёры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города БратскаОтчет по самообразованию: «Пальчиковые иг...