Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста» В средней группе: «Фантазёры».
материал (средняя группа)

Солдаткина Ульяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города Братска

Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

В средней группе: «Фантазёры».

Составила: воспитатель

МБДОУ «ДСОВ№1» Солдаткина У. А.

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Так что же такое пальчиковые игры?

Все помнят стишок из детства: «Мы

писали, мы писали, наши пальчики

устали…». Так учителя проводили

физкультминутки на уроках в

начальной школе. Этот стишок и есть

прообраз пальчиковых игр. По своей

сути пальчиковые игры – это массаж и

гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Уровень развития мелкой моторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx51.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города Братска

Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

В средней группе: «Фантазёры».

Составила: воспитатель

МБДОУ «ДСОВ№1» Солдаткина У. А.

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Так что же такое пальчиковые игры?

Все помнят стишок из детства: «Мы

писали, мы писали, наши пальчики

устали…». Так учителя проводили

физкультминутки на уроках в

начальной школе. Этот стишок и есть

прообраз пальчиковых игр. По своей

сути пальчиковые игры – это массаж и

гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности. Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и мышления, связной речи. Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я ее изучаю через самообразование, выбрав тему «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста».

Создала картотеку пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, выбрав эту тему по работе по интересам с детьми младшего возраста.

Была поставлена цель: Создать условия для повышения своего профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр с детьми 4-5 лет.

Были поставлены задачи:

  1. Изучение педагогической и методической литературы по пальчиковым играм.
  2. Разработка программно – методического обеспечения с детьми 4-5 лет.
  3. Выявление у детей уровня знаний понимания пальчиковых игр, упражнения в речевой деятельности.
  4. Составление плана реализации данной темы с детьми 4-5 лет.
  5. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.
  6. Разработка консультаций для родителей и педагогов.

С которыми я справилась.

Мной была изучена и взята в помощь при работе методическая литература.

 Систематические занятия с ребенком совершенствуют мелкую моторику через пальчиковые игры.

Для родителей были подготовлены консультации.

Еще мной были подготовлены консультации для воспитателей ДОУ.

Наблюдая за работой детей в начале работы и по прошествии какого-то времени можно увидеть положительные результаты как по работе дети хорошо запоминают и без повторного показа выполняют задания.

Я считаю, что справились со всей работай. Данную тему буду менять.

Перспективный план самообразования педагога

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2021-2022

«Пальчиковые игры в развитии детей младшего возраста»

Презентация:«Пальчиковые игры в развитии детей 3-4  лет»

2022-2023

«Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

Творческий отчет на итоговом педсовете: «Пальчиковые игры в развитии детей 4-5  лет»

2023-2024

«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Видео - отчет на итоговом педсовете: «Формирование связной речи у детей 5-6 лет посредством приёмов мнемотехники»

Анкета по изучению запросов педагогов

Вопрос

Да

нет

Частично

1

Удовлетворены ли Вы помощью педагогов, принявших участие в Вашем сопровождении?

+

2

Ощущаете ли определенные точки роста в своей профессиональной деятельности?

+

3

Удалось ли Вам реализовать свою Программу?

+

4

Какие годовые задачи Вы бы хотели решить в следующем учебном году:

  1. Совершенствовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через использование ИКТ.
  2. Создание условий для развивающего, образовательного, игрового пространства, стимулирующего познавательное развитие и активность в разных видах деятельности.

В каких мероприятиях Вы сами готовы выступать с представлением и обобщением опыта

Наименование форма работы

Тема

Да

Нет

Семинары -практикумы

Открытые занятия

«Дядюшка Фокус-Мокус и Фунтик в гостях у ребят».

+

Мастер-классы

Гостевые обмены

Профессиональные конкурсы

Научно-практические конференции

Работа с родителями

Круглый стол для родителей «Волшебные пальчики»

+

Анализ мониторинга

Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей у детей 4-5 лет процессе пальчиковой игры.

Практическая часть была проведена в младшей группе:

1. Артеменко Валерий

2. Брувель Анна

3. Брусницина Варвара

4. Бобылева Юлия

5. Гозбенко Максим

6. Протапопов Ярослав

7. Ларин Денис

8. Чебуранов Роман

Была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет.

Необходимо было:

-выявить критерии оценки уровня форсированности мелко моторных движений рук у детей 4-5 лет;

-провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет.

Мною было разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет:

- Ладонь, кулак, ребро;

- Посолим капусту;

- катание шарика;

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук;

-вытянуть вверх расставленные пальцы;

-поглаживание пальцев;

-ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца;

- умение застегивать и расстегивать пуговицы.

Фамилия Имя ребенка

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

катание шарика

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук

вытянуть вверх расставленные пальцы

поглаживание пальцев

ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца

умение застегивать и расстегивать пуговицы

Итог

1.Артеменко Валерий

2. Брувель Анна

3.Брусницина Варвара

4.Бобылева Юлия

5.Гозбенко Максим

6.Протапопов Ярослав

7. Ларин Денис

8.Чебуранов Роман

Итог

Красный – низкий

Синий – средний

Зеленый – высокий

Таким образом, из таблицы видно, что к высокому уровню отнесены 25% детей; средний уровень составил75% дошкольников; низкий уровень у детей не выявлен.

По результатам диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в процессе пальчиковых игр выявлено, что высокий уровень выявлен у 6-ти детей, средний уровень составил 2-х детей, низкий уровень у детей не выявлен.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что из 8 детей умение застегивать и расстегивать пуговицы могут, 3 ребенка  на высоком уровне, а у 5 детей на среднем уровне.

Ладонь, кулак, ребро преобладает средний уровень, 1 ребенок на низком уровне.

Посолим капусту все на среднем уровне.

Катание шарика у 6 детей на высоком уровне и 2 ребенока на среднем уровне.

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук 4 на среднем, 2 высоком 2 на низком.

Вытянуть вверх расставленные пальцы1ребенок на высоком уровне, 7 на среднем.

Поглаживание пальцеввсе дети на среднем уровне.

Ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца у 2 детей низкий уровень, у 3 средний и 3 высокий.

Следуя из выводов не выявились дети со слаборазвитыми мелкомоторными движениями рук.

Этим детям необходимо заниматься пальчиковой гимнастикой, дидактическими играми, игра с мелкомоторной координацией пальце.

В ходе диагностики детям предлагались базовые игры средней степени сложности. И получается, что это для них пассивно. И можно выходить на более сложные игры.







Анализ мониторинга

Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей у детей 5-6 лет процессе пальчиковой игры на конец года.

Практическая часть была проведена в средней группе:

1. Артеменко Валерий

2. Брувель Анна

3. Брусницина Варвара

4. Бобылева Юлия

5. Гозбенко Максим

6. Протапопов Ярослав

7. Ларин Денис

8. Чебуранов Роман

Была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет.

Необходимо было:

-выявить критерии оценки уровня форсированности мелко моторных движений рук у детей 4-5 лет;

-провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет.

Мною было разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-5 лет:

- Ладонь, кулак, ребро;

- Посолим капусту;

- катание шарика;

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук;

-вытянуть вверх расставленные пальцы;

-поглаживание пальцев;

-ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца;

- умение застегивать и расстегивать пуговицы

Фамилия Имя ребенка

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

катание шарика

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук

вытянуть вверх расставленные пальцы

поглаживание пальцев

ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца

умение застегивать и расстегивать пуговицы

Итог

1. Артеменко Валерий

2. Брувель Анна

3. Брусницина Варвара

4. Бобылева Юлия

5. Гозбенко Максим

6. Протапопов Ярослав

7. Ларин Денис

8. Чебуранов Роман

Итог

Красный – низкий

Синий – средний

Зеленый – высокий

Таким образом, из таблицы видно, что к высокому уровню отнесены 100 % детей; средний и низкий уровень у детей не выявлен.

По результатам диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в процессе пальчиковых игр выявлено, что высокий уровень выявлен у 7-ми детей, средний уровень выявлен у 1 ребенка, низкий уровень у детей не выявлен.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что из 8 детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки 7 детей на высоком уровне, а у 1 ребенок на среднем уровне, затруднение.

Дети справляются и хорошо запоминают. Я считаю, что справились со всей работай и поэтому буду менять тему на старший возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему "Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза ...

Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста

Cтатья "Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста" познавательная для родителей,педагогов ДОУ...

Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год

Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...

Отчет по самообразованию по теме «Интеллектуальное развитие детей старшего возраста»

Представленный отчет по самообразованию,составленный по индивидуальному плану в соответствии с заявленной темой. в котором указаны мероприятия для достижения поставленной цели....

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста

Темой моего самообразования на 2023-2024 учебный год является «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста» Актуальность: В процессе своей работы я заметила, что в детский сад поступают дети...

Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста. Самообразование педагога

пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоциональных переживаний, что наилучшим образом способствует развитию речи....