Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста. Самообразование педагога
материал

пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоциональных переживаний, что наилучшим образом способствует развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя Алиевой М. А.
на 2023-2024 учебный год  по теме:
«Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы

Как известно, одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений. Это называют мелкой моторикой. В дошкольном возрасте, игра -  основной вид деятельности. В игре ребёнок накапливает колоссальный опыт, из которого ребёнок формирует собственное представление о слове, о речи.

 Игра и труд - сильнейшие стимулы для проявления детской самостоятельности в области языка, которые должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Замечательное  средство для стимулирования речи - игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и произношение звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует об его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Как следствие, возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Дети могут  чувствовать себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это напрямую влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени подобный уровень развития формирует школьные трудности. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки обязательно должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Актуальность работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию речи.

Цель работы по теме самообразования:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

1.  Повысить свой теоретический и научно – методический уровень знаний через подборку и изучение методической литературы;

2.  Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;

3. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей 1 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

4.  Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

5. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Предполагаемый результат:

              В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. 
              К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу. сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

Форма работы самообразования:

Индивидуальная

Формы  работы с детьми:

                Групповая, подгрупповая и индивидуальная.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 1983. - 192 с.
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
  5. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Сентябрь

«Ладушки – ладушки»

Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений

«Сорока – белобока»

Активизировать движения пальцев рук

Игры с палочками «Большой маленький»

Учить детей делать из палочек большой и маленький квадрат. Привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большой – маленький

«Этот пальчик – бабушка»

Активизировать движения пальцев рук.

Массаж ручек шестигранным карандашом «Веселые пальчики»

Способствовать владению тонких движений пальцами, стимулировать речевое развитие ребенка

Игры с прищепками «Ёжик»

Развивать мелкую моторику рук, закреплять сенсорные навыки, развивать воображение, речь

Октябрь

«Кулачки»

Активизировать движения рук

«Бумажный мячик»

Развивать моторику обеих рук.

«Водичка, водичка…»

Развивать моторику обеих рук

«Пальчик о пальчик»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Игры с сенсорной песочницей «Поиск сокровищ»

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

 Игры со шнурками «Красивые бусы»

Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнурок.

Ноябрь

Волк раскроет свою пасть»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Сидит белка на тележке»

Развивать моторику обеих рук.

«Капуста»

Развивать моторику обеих рук.

«Пальчики»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Игры с разрезными картинками «Машинки»

Учить соотносить образ представления с

целостным образом реального предмета,

складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Массаж ручек мячиком «Су-джок» «Ёжик»

Развивать мелкую моторику рук,

способствовать развитию речи.

Декабрь

«Перчатка»

 

Активизировать движения пальцев рук.

«Дом»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

. Игры с прищепками

«Елочка»

Развивать мелкую моторику рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развитие воображения, речь.

Рисование на песке «Ёлочка нарядная»

Развивать мелкую моторику пальцев,

фантазию и творческие способности детей.

Маленькая мышка»

«Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Январь

«Паучок»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

 «Червячки»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Шалун»

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Лягушка – попрыгушка»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Рисование по трафарету

Учить детей обводить трафарет по контуру,

развивать мелкую моторику рук.

Игры с мозаикой «Цветные дорожки»

Учить выкладывать детали мозаики с группировкой по цвету. Развивать мышление, мелкую и общую моторику рук

Февраль

«На лесной лужайке»

 

Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«В домике живёт волчок»

Активизировать движения пальцев рук.

«Избушка на лужочке»

Активизировать движения пальцев рук.

«Встали пальчики»

Активизировать движения пальцев рук.

Перекладывание фасоли и гороха пинцетом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук; повышать концентрацию зрительного

внимания.

Массаж пальчиков шестигранными

Карандашами «Скольжение»

Стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев

Март

«Пальчики здороваются»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Кольцо»

Активизировать движения пальцев рук.

«Вымыли мы ручки»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Крылья нашей мельницы»

Активизировать движения пальцев рук.

Рисование на песке «Цветочек»

Развивать мелкую моторику пальцев, фантазию и творческие способности детей

Игры с прищепками «Цветочек для мамочки»

Развивать мелкую моторику рук, закреплять сенсорные навыки, развивать воображение, речь

Апрель

«Пляшут в кухне на стене»

Активизировать движения пальцев рук.

«Мои веселые пальчики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Повстречались»

Активизировать движения пальцев рук

«Идет коза рогатая»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Игры с разрезными картинками «Животные»

Учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Игры с палочками «посадим дерево»

Развивать мелкую моторику рук, внимание,  наблюдательность,  мышление.

Май

«Котятки»

Развивать моторику обеих рук.

«Дарики-комарики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Два медведя»

Развивать моторику обеих рук.

«Помощник»

Активизировать движения пальцев рук.

Рисование по трафарету

Учить детей обводить трафарет по контуру, развивать мелкую моторику рук.

Рисование на песке

«Дождик- дождик кап-кап-кап»

Развивать мелкую моторику пальцев,

фантазию и творческие способности детей:

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации и методов работы на тему «Пальчиковая игра как средство развития речи детей первой младшей группы»

Консультация для педагогов "Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей раннего возраста"

Консультация с родителями о значении пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.

Консультация с родителями: материалы для развития речи ребенка через пальчиковые игры

Оформление игровой атрибутики, дидактических пособий; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Анализ изученной литературы.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

https://www.defectologiya.pro/biblioteka/palchikovyie_igryi_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 1983. - 192 с.

https://psyparents.ru/read/books/3123/

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.

https://www.litres.ru/book/olga-igorevna-krupenchuk/palchikovye-igry-20612551/

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.

https://pedlib.ru/Books/2/0039/2_0039-1.shtml

Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.

https://pedlib.ru/Books/4/0447/4_0447-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

Представляю вашиму вниманию!Маршрут профессионального и личностного  совершенствования педагога.«Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста».В нем содержатся разработанная це...

Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста» В средней группе: «Фантазёры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города БратскаОтчет по самообразованию: «Пальчиковые иг...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста

Темой моего самообразования на 2023-2024 учебный год является «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста» Актуальность: В процессе своей работы я заметила, что в детский сад поступают дети...

Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста

В презентации освещается важность  проведения пальчиковых игр с детьми раннего возраста особенно для речевого развития и многих других функций организма ребёнк, какие способы и методы для этого и...