Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
методическая разработка (младшая группа)

Абрамова Светлана Александровна

Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.

Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, заставляя действовать с ее элементами, а главное, общаться с педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально. Действуя с элементами юбки, ребенок расширял диапазон своих сенсорных ощущений, развивал мелкую моторику, совершенствовал восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности. Для выражения своих эмоций, объяснения их, ребенок искал контакт с окружающими его взрослыми и детьми, а значит, совершенствовал свою речь, учился приемам общения. Ребенок различал, сравнивал, устанавливал сходство предметов по их признакам – по цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретал навыки, необходимые для самообслуживания.

Занятие составлено в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Так же были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Для реализации каждой задачи, были подобранны основные методы и приемы, такие как: наглядный метод (мнемотаблицы); словесный метод (объяснение, вопрос, художественное слово); игровой метод (дидактическая юбка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnoe_zanyatie-igra.docx261.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №7»

Бинарное занятие-игра

на развитие детей раннего возраста,

с использованием дидактической юбки

тема: «Весна»

C:\Users\User\Desktop\IMG_20180321_125907.jpg

Развлекательна, полезна

Детям очень интересна,

Вокруг юбки собираемся,

Ежедневно развлекаемся!

составители:

педагог-психолог: Зыкова И.В.

учитель-логопед: Абрамова С.А.

г. Ялуторовск, 2018г.

Цель:

Формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, используя дидактическую юбку.

Задачи логопеда:

Развивать артикуляционную моторику (учить повторять движения языком по подражанию).

Способствовать правильному и четкому произнесению слов.

Формировать предпосылки связной речи, умение строить предложение.

Задачи психолога:

Учить различать параметры величины их сравнения.

Развивать наглядно-образное мышление, память, восприятие, мелкую моторику.

Способствовать развитию мотивационной сферы.

Предварительная работа с детьми: проведение артикуляционной гимнастики, беседа о признаках весны (о солнце, о капели, о птицах, о первых цветах-подснежниках, о животных, которые были в спячке: медведь, еж; прослушивание их голоса), чтение стихов, отгадывание загадок, рассмотрение иллюстраций, картин, мнемотаблиц по теме «Весна»; игры и упражнения с геометрическими фигурами, лентами (закручивание, сравнение по цвету и по параметрам величины); применение ароматерапии.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(Звучит музыка) дети входят вместе с педагогом-психологом в группу.

Психолог: к нам в детский сад пришли гости. Мы сейчас улыбнемся и поприветствуем друг друга. 

(Звучит музыкальное вступление «Здравствуйте…»)

Здравствуйте, ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок-чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк-щелк-щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип.

Здравствуйте гости. Всем привет!

  1. Введение в тему.

Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла волшебница… (Под музыку со словами волшебники, входит учитель-логопед - «Весна»).

Логопед: здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто Я и почему меня называют волшебницей? Дети: ответ детей.

Логопед: я с огромным удовольствием поделюсь с вами своими секретами, волшебством.

Логопед: усаживайтесь, поудобнее, рядом со мной и я вам расскажу историю, а вы мне поможете.

(Присесть на ковер. Весна достает из карманов мнемотаблицы с признаками весны, психолог помогает прикрепить их на мольберт).

  1. «История веселого язычка».

В небе ярко засветило солнышко и наступила весна (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От солнечных лучиков звонко закапала капель (цокать язычком). Язычок отправился в лес. Он шел не спеша, по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку, - куковала кукушка высоко (звукоподражание произносится вместе с детьми). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенек и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

(Рассказывая, логопед достает из кармана мнемотаблицы по ходу истории, психолог прикрепляет их на мольберт).

Логопед: вы запомнили историю веселого язычка. Помогите, ее повторить.

(Обращает, внимание детей на мнемотаблицы и дети совместно с логопедом повторяют признаки весны).

Логопед: первый мой секрет раскрыли, назвали мои приметы.

  1. Дидактическое упражнение «Сверни ленточку, узнай по цвету».

Описание: к юбке нашиты атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены деревянные карандаши.

Задачи: 

Формировать умение сравнивать ленточки по ширине, длине.
Активизировать словарь детей: «длинная», «короткая», «короче», «длиннее», «широкая», «узкая», «шире», «уже».
Закреплять знание цвета.
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Ход игры: все вместе рассматривают ленточки. Сначала обращают внимание на цвет, педагог побуждает назвать цвет каждой ленточки; ширину ленточек, предлагает сравнить путём наложения. 
Затем предлагает детям научиться сворачивать ленты и показывает, как это надо сделать, даёт возможность каждому ребёнку попробовать выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (карандаши) двумя руками.
После этого приглашает детей поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки». 
Обращает внимание, что быстрее всего дети сворачивают одни и те же ленточки, называют их цвет. Обсуждают, почему это происходит. Можно в сравнение натянуть 2-е ленточки, различные по длине, и сравнить, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, назвать их цвет.

Логопед: ребята, весной все становится краше, ярче. Как ленты на моей юбке. Рассмотрим их.

(Показать образец выполнения задания).

Логопед: у меня ленточка, красная, длинная и узкая. Выберите каждый по ленточке и возьмитесь за нее, расскажите о ней, какая она?

Ребенок: у меня ленточка красная и широкая, короткая.

Логопед: правильно!

Ребенок: у меня, зеленая и узкая, длинная.

Логопед: хорошо!

(И другие дети дают свои ответы).

Логопед: а ещё вы хотите поиграть с лентами? Тогда, когда заиграет музыка нужно аккуратно и быстро закрутить ленту.

(Играет веселая музыка).

Логопед: замечательно! Вот и раскрыли второй мой секрет. Весна яркая, красивая, разноцветная.

(Снять ленты, убрать в сторону).

  1. Дидактическое упражнение «Заплатки».

Описание: к юбке пришиты карманы, на каждом из них, липучки в виде геометрических фигур. Фигуры для заплаток вырезаны из фетра, по цвету кармана.

Задачи:

Формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по цвету, форме, правильно называть цвет, форму.

Развивать зрительное восприятие.

Активизировать словарь детей «круглая», «треугольная», «квадратная».

Воспитывать желание оказывать помощь.

Ход игры: педагог создаёт игровую ситуацию «Карманы у юбки разорвались», показывает детям карманы с дырочками и призывает к помощи. Дети соглашаются помочь - сделать на карманы заплатки. Все вместе рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг). Затем педагог раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат подбора: «синяя треугольная заплатка»,

«жёлтая круглая», «красная квадратная» и т.д.

Психолог: ребята, путь весны к вам был долгим и тяжелым, её карманы поизносились. Чтобы весна открыла третий секрет. Нам нужно ей помочь. Как мы можем помочь весне?

Дети: зашить, заклеить, починить, залатать…

(Логопед присаживается на ковер, дети садятся вокруг юбки и прикрепляют заплатки к карманам юбки, при этом отвечают на заданный вопрос, с помощью взрослых).

Логопед: Вот вам заплатки.

(Весна подает мешочек с заплатками).

Психолог: Возьмите заплатку и прикрепите её к карману.

(Показать образец выполнения задания).

Психолог: у меня заплата красная и квадратная, я прикреплю её на карман красного цвета.

(Обращается к ребенку).

Психолог: Какая у тебя заплатка?

Ребенок: у меня красная и треугольная, я ее прикреплю на карман … цвета

Психолог: правильно!

Ребенок: у меня зеленая и квадратная.

Психолог: хорошо!

(И другие дети дают свои ответы).

Логопед: замечательно, я знала, что вы сможете мне помочь и успешно справитесь с этим заданием. Спасибо!

  1.  «Кто в кармашке живет».

Описание: понадобятся картинки зверей (медведь, ежик), колокольчик на ленточках.

Задачи:

 Побуждать детей отвечать на вопросы педагога, пополняя словарный запас.

 Активировать речь.

 Формировать возможности голосового аппарата в звукоподражании.

 Закрепить представления о животных.

 Способствовать овладению этикета.

 Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Ход игры: Педагог показывает карман на юбке с висящим на веревочке колокольчиком. Предлагает детям подходить по одному и звонить в колокольчик, и говорить при этом: «ТУК-ТУК». Спросить: «Кто в кармашке живет»? (издается голос медведя, ежика). Педагог в ответ на прозвучавший вопрос, достает из кармана и показывает картинку медведя, ежа. Ребенок называет зверя (медведь, ежик). Игра продолжается, пока все дети правильно не спросят: «Кто в кармашке живет?», и не дадут правильного ответа.

(Звучит музыка «Колокольчика», логопед достает из кармана прикрепленный к юбке, колокольчик и звенит в него на фоне музыки).

Логопед: на что похож звук колокольчика?

Дети: (журчание ручейка, капельки, падающие с крыши, на капель).

Логопед: позвеним в колокольчики.

(Поочередно дети звенят в колокольчик). 

(Включить издающийся голос медведя, затем фырканье ежа).

Логопед: Ой, кого-то мы разбудили? Кто же там спит? Нужно сначала постучать и спросить мы же с вами вежливые: «ТУК-ТУК, кто в кармашке живет»?

(Снова включить, издающийся голос медведя).

Логопед: Узнали?

Дети: медведь.

(Достать из кармана картинку-медведя и прикрепить на юбку).

Логопед: предлагает ребенку позвенеть в другой колокольчик, постучать и спросить: «ТУК-ТУК, кто в кармашке живет»?

(Далее проиграть то же самое с ежом).

Логопед: разбудили мы с вами спящих зверей.

Психолог: действительно! Все спящие звери весной просыпаются, природа пробуждается, оживает, появляются проталинки, а на проталинках первоцветы. Вот и открыли мы третий секрет весны.

  1. «Подснежники на проталинках».

Описание: детали подснежников, вырезанные из фетра белого цвета.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Активизировать речь детей.

Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ход игры: Детали подснежников дети по одному прикрепляют на пуговицы и липучки юбки. Когда все детали подснежников будут прикреплены, дети вместе с педагогом соберут целую полянку подснежников. Получатся «Подснежники на проталинках».

(Включаем аромолампу. Дети вдыхают аромат под спокойную музыку).

Психолог: Ребята, почувствуем запахи пробуждающейся природы. Вдохнем носиком, поглубже.

Логопед: ой, посмотрите, мои карманы, похожи на проталинки.

Психолог: а какие цветы пробуждаются весной на проталинках?

Дети: подснежники.

(логопед «Весна», достает из кармана подснежники).

Психолог: я вам предлагаю, помочь цветочкам появиться на проталинках.

(Дети прикрепляют цветы на черных карманах «Проталинках» под спокойную музыку).

Психолог: превосходно! У нас получилась прекрасная весенняя полянка из подснежников. Вот и все секреты весны раскрыты.  

Итог занятия:

Психолог: что вас сегодня удивило? Что вы сегодня расскажите маме и папе о занятии? Какие секреты весны мы раскрыли?

Психолог: мне понравилось, что вы были активные, веселые, что все у нас получилось.

Логопед: спасибо вам большое. Мне очень понравилось раскрывать свои секреты, веселиться и играть. И на прощание, предлагаю попеть и потанцевать.

(песня «Веснянка»).

Песня «Веснянка»

Мы поем веснянку,

Мы поем веснянку,

Песня так и льется,

Песня так и льется.

Мальчикам и девочкам,

Мальчикам и девочкам,

Хорошо живется,

Хорошо живется!

Припев:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Хорошо живется!

Стали длинными деньки,

стали длинными деньки.

И короче ночки,

И короче ночки.

Солнце светит ярко, солнце светит ярко.

Нам румянит щечки,

Нам румянит щечки.

Припев:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Нам румянит щечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей раннего возраста при использовании дидактических игр и игрушек

Значение игр и иргушек в жизни детей раннего возраста...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр

Сенсорное воспитание  - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так д...

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ»  (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием дидактических игр

Я хочу поделиться опытом своей работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с малоопытными воспитателями и родителями....

Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....