«Инновационные технологии в проведении сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет» с детьми средней группы» (из опыта работы)
статья (средняя группа) на тему

Зверева Ольга Борисовна

Сообщение из опыта работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры "Мини-маркет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_v_syuzhetnoy_igre.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №51 «Центр детства»

 «Инновационные технологии в проведении

сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет»

с детьми средней группы»

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель

Зверева О.Б.

г.Серпухов, 2018г.

Актуальность

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.

Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Она имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

 Игра — подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она, как важная деятельность ребенка,  выполняет общевоспитательные и социальные функции.

Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

        

 Не секрет, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций.

Игра регулирует не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились мечтать и фантазировать.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, мы организовали совместные игры взрослого с детьми, но по сюжетам совершенно иные, нежели на предыдущих возрастных этапах.

 (Слайд 2) Самая любимая игра наших детей – это игра в «Магазин». Дети играли в нее еще с младшей группы. Но действия в игре носили примитивный характер, сюжет игры не развивался. Мы стали думать, как сделать игру интереснее, динамичнее. Предложили родителям поучаствовать в изготовлении новых атрибутов. Родители с радостью откликнулись: (Слайд 3) кто-то принес ненужные пластиковые карты, (Слайд 4) бабушка Андрея сшила прекрасные фартуки с пилотками, (Слайд 5) мама Маши сделала  пирожные для кондитерского отдела из поролоновых губок.

Мотивом же для создания сюжетной игры «Мини-маркет» послужила трагичная ситуация с пожаром в торгово-развлекательном центре в Кемерово. Она подтолкнула нас не только провести с детьми ряд бесед по безопасности, но и обыграть ситуации поведения при чрезвычайных ситуациях  и по эвакуации из торгового здания.

Мы попробовали объединить несколько сюжетов этой игры и ввести новые роли для игры «Мини-маркет», которые детям очень понравились.

Игровые действия: 

  1. (Слад 6) Строители красят прилавки магазина, готовят оборудование.
  2.  Персонал магазина наводит чистоту и порядок в торговых залах, раскладывает товар и ценники.
  3. (Слайд 7) Работники магазина – продавцы и повара – проходят санминимум. Лектор-врач читает им лекцию о соблюдении чистоты. Мы помогли, чтобы эта роль досталась застенчивому, немногословному ребенку. Он просто стоял и перебирал предметы – мыло, губку, полотенце. Дети сами попросили его что-нибудь рассказать и мальчик сначала неуверенно, а затем толково рассказал им, как и когда надо мыть руки, что делать, чтобы не болеть. Дима сам не ожидал от себя такого выступления, дети даже ему аплодировали и несколько желающих тоже захотели провести беседу о чистоте.
  4. (Слайд 8) Любители покатать машинки захотели стать водителями. Водители привезли со склада товар в магазин.
  5. (Слайд 9) И вот другая игровая ситуация: в магазин приходит пожарный и проверяет пожарную безопасность, запасные выходы и удобные проходы между витринами. Дети-продавцы начали задавать ему вопросы – зачем ты проверяешь. Обратились ко мне – это бывает на самом деле?
  6.  (Слайд 10) В магазине были отделы самообслуживания и различные отделы с продавцами, которые предлагали товар, взвешивали, упаковывали.
  7. (Слайд 11) Покупатель оплачивал покупку в кассе, получал чек. Кассир получал деньги, пробивал чек, давал покупателю сдачу. Покупатели расплачивались за товар банковскими картами.
  8. (Слайд 12) Иногда в кассе образовывалась очередь. Но дети не возмущались, показывали друг другу приобретенные покупки или просто общались.
  9.  (Слайд 13-14) Ситуация меняется. Внезапно в торговом зале началось задымление. Всех эвакуировали. Паники не было, все спокойно вышли из зала, но некоторые были немного напуганы наступившими событиями. Пожарный приступил к тушению очага задымления.
  10. (Слайд 15) Когда опасная ситуация прошла, ребята попросили возобновить игру и решили навести порядок. Работники магазина приводят в порядок прилавки и оборудование мини-маркета.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей, если будут созданы ряд условий. И насколько она будет богатой и разнообразной, как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет»

Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Игровые задачи:

- формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

- развивать навыки диалогической и монологической речи.

- способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, развивать также организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Структурные компоненты игры:

Игровые роли: продавцы, кассир, покупатели, водители, строители, уборщицы, лектор-врач, пожарный.

Педагогическое сопровождение игры:  воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты: сюжетно–ролевая игра «Мини-маркет» поможет детям развить фантазию, воображение, формировать навыки игры в коллективе, воспитывать уважение к работникам торговли. В игре развиваются умения выполнять несколько взаимосвязанных ролевых действий, ролевое общение, короткий диалог.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре:  спецодежда для работников супермаркета, каски, валики и кисти для строителей, белый халат и шапочка для лектора-врача, костюм пожарного, грузовые машины, прилавки, касса, весы, кошельки, «деньги», «банковские карты», чеки, сумки и корзины для покупок, игрушки фруктов, овощей, мясных продуктов, хлебобулочных изделий. (Слайд 3-7)

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры

Роли / Игровые действия

Игровые темы

Чтение художественной литературы 

С. Мауленов «Все на работе» М. Алимбаев «Все работы хороши» Б. Воронько «Сказка о необычных покупках», Ю. Мориц «Покупки»

Продуктивные виды деятельности Изготовление вместе с детьми ассортимента товаров из пластилина, соленого теста, природного материала (кондитерские изделия, овощи, фрукты, хлеб, булочки, кошельки из бумаги)

Беседы с детьми 

«О правилах поведения в магазине», «Что делать, если ты потерялся в магазине»,

«Кем ты хочешь быть?» 

«Что такое «мини-маркет».

Дидактические игры 

«Из чего сделано?», «Где это можно купить?», «Чего не стало?», «Что лишнее?» Словесная игра «Вежливые слова».

Обыгрывание сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

  • Строители красят помещение, устанавливают витрины и прилавки.
  • Персонал наводят чистоту и порядок, раскладывают товар.
  • Лектор-врач проводит беседу по санитарии
  • Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают
  • Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
  • Покупатели приобретают товар в разных отделах мини-маркета. Покупатели могут расплатиться за товар банковскими картами.
  • Пожарный  проверяет пожарную безопасность, тушит очаг возгорания.
  • Строительство магазина
  • Подготовка к открытию мини-маркета.
  • Санминимум с персоналом.
  • Привоз товара со склада.
  • Приход покупателей в мини-маркет; покупка необходимых товаров;
  • Оплата покупок;
  • Упаковка товара;
  • Возгорание в торговом зале, эвакуация.
  • Устранение последствий возгорания.

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком

в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

  • Совместное изготовление или подбор атрибутов к игре
  • Совместное творчество детей и родителей: изготовление памяток «Как вести себя в магазине»

«Гость группы» совместное участие с папой или мамой в игре.

Изготовление совместно с родителями муляжей продуктов

Консультации для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка».

«Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)

Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....

Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).

Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...

Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре....

«Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы» (из опыта работы воспитателя).

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой проявляются его индивидуальные особенности, развиваются духовные и физические силы ребенка; его вни...

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя)

Здесь представленна статья для выступления. В ней можно найти современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы....

Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)

Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...