Оздоровительная гимнастика с элементами йоги для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Петрова Анастасия Павловна

В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении педагогическим советом  было принято  организовать секцию оздоровительной гимнастики с элементами йоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная гимнастика с элементами йоги

для детей старшего дошкольного возраста

Петрова Анастасия Павловна

Инструктор по физической культуре МБДОУ «ДСОВ№93»

 Мы не можем заниматься йогой,

йога – наше естественное состояние.

 Но мы можем применять методы йоги,

когда понимаем, что сопротивляемся

своему естественному состоянию.

(Шерон Геннон)

Современная жизнь такова, что у детей дошкольного возраста заметно снижается двигательная активность, что  приводит к  проблемам: с осанкой, плоскостопием, дыхательной системой, нервной системой, сердечно сосудистой системой и другим проблем со здоровьем. Следовательно, физкультура для здоровья ребенка в нынешних условиях приобретает важную значимость.

В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении педагогическим советом  было принято  организовать секцию оздоровительной гимнастики с элементами йоги.

Чем же полезны элементы  йоги для детей? На что можно рассчитывать, отправляя детей на оздоровительную гимнастику с элементами йоги:

  • На формирование правильной осанки.
  • На то, что ребёнка познакомят с возможностями его тела и научат владеть самыми разными группами мышц (а это даёт далеко не каждый спорт).
  • На развитие гибкости и мышечной силы.
  • На улучшение координации и пластики.
  • На обучение правильному дыханию и умению расслабляться.
  • На успокаивающий эффект и достижение эмоционального равновесия.
  • Обучение детей самомассажу, гимнастикам для глаз и правильному дыханию.
  • Благоприятное воздействие на кровеносную систему и развитие мозга и м.д.

Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В различие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в оздоровительной гимнастике, внимание уделяется статическому удержанию  поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Также  йога помогает укрепить  здоровья ребёнка в период развития. Детская йога улучшает работу внутренних органов, развивает гибкость, выносливость, силу, координацию. Занятия йогой укрепят мышцы спины и помогут ребёнку улучшить осанку. Йога формирует у детей уравновешенность и внимательность. Если ребёнок отличается гиперактивностью, то йога поможет ему научиться управлять своими эмоциями и телом. А если малыш тихий и пассивный, занятия научат его проявлять инициативу и стать более решительным, уверенным в своих силах — она поможет ребёнку поднять самооценку, научит справляться со стрессами. Как правило, дети, посетив несколько занятий, продолжают занимать  дома!

Цель данной секций - развитие физических качеств у детей 5-7 лет через оздоровительную гимнастику  с элементами йоги.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воздушного закаливания;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Новизна  заключается том, что в процессе выполнения упражнений у детей формируется и совершенствуется система функциональных резервов, повышается способность организма к мобилизации его возможностей, развиваются внутренние ресурсы организма, повышается его стрессоустойчивость. Это в целом способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психологического здоровья детей. Также отличаются от многих других тем, что в них нет сравнения себя с другими – соревновательного момента. Ребенок сравнивает себя не  с другими, а самим собой. Поэтому отсутствуют травмы и стресс, несмотря на серьёзную физическую нагрузку.

Принципы построения секционой работы строиться на:

  • системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
  • преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
  • возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
  • деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
  • здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Занятия проводятся групповым способом (10- 15 детей), 1 раза в неделю. В процессе занятий с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.

Подробнее рассмотрим структуру занятия.

Вводная часть  длиться 5-7 минут в нее входит. Беседа с детьми, где мы узнаем у ребенка о его самочувствий, настроений. Далее мы настраиваемся на работу  с помощью дыхательных гимнастик. Также обязательно  в водную часть входит  суставная гимнастика. Суставная гимнастика –это упражнения направленные на  проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

Основная часть  состоит из нескольких блоков, и длиться 15-20 минут.  В начале дети переходят к выполнению комплексу асан – 6-10 основных поз, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные. Асана - это статичные положения тела, психофизиологическое упражнение, направленное на достижение силы, выносливости в выполнении упражнения.

Далее идет  силовой блок. Где дети выполняют 3-4 асаны   на укрепление основных групп мышц, в том числе:  мышц живота;  мышц спины путем наклона вперед; укрепления мышц ног; развития стоп; развития плечевого пояса;  равновесие.

Также в основную часть входят дыхательные упражнения, самоомассаж, и   гимнастика для глаз. Основная часть  занятия заканчивается «Шавасоной» - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. В йоге считается , что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.

Заключительная часть  занимает у на 3-5 минут. В нем  мы постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Подвижные игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания. Подводим итоги   отмечаются маленькие победы детей  и беседуем о здоровом образе жизни.

Таким образом, гимнастика с элементами йоги – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя  тишины. Также она дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях невозможно заскучать.

Список литературы

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие преподавателям физической культуры. Москва. – “Издательство Астрель”, 2003
  2. Болсунова Е.Б. Сказочная гимнастика с элементами йоги. Мосва.- “Издательство ВАКО”, 2016.
  3. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва. – “Просвещение”, 2002
  4. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург.– Издательский дом “Нева”, 2003к. -Сталкер, ам по физическому восптаниюоге.детей.
  5. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. – “Харвест”, 2007
  6. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
  7. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2005
  8. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009
  9. Сергеев С. Йога для детей. Методика применения йоги. Донецк. – Сталкер,здоровье детей. ческой культурынение или асана, при каких заболеваниях выполняют ту или иную асану.обла 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

"Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, и важно к решению этой задачи ...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

Бодрящая гимнастика.  Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Мы делае...

Оздоровительная гимнастика с элементами йоги для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: инструктор по плаваниюМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Слепнева Татьяна Николаевна...

Физкультурно-оздоровительный досуг с элементами здоровьясбережения для детей старшего дошкольного возраста

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Мы растём здоровыми, сильными, весёлыми!»Задачи:  Повторить  правила...