Педагогический проект "Пусть огонь будет другом"
презентация на тему

Комдошева Марина Викторовна

 

     Известно, что детям свойственна тяга к огню, запреты, как правило, малоэффективны, просто уговаривать детей не играть со спичками – мало. Поэтому учить детей пожаробезопасному поведению и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.  Надо обращаться к их разуму, учить оценивать свои действия, поведение товарищей, рассуждать по поводу тех или иных событий. При этом основным  методом в обучении является игра с использованием ролевых ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pozh_bez.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ябоганский детский сад»

                       

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Пусть огонь будет другом»

   

Автор:

 Комдошева М.В.

воспитатель

Адрес:  с.Ябоган,

      МБДОУ «Ябоганский детский сад»

                                  Телефон:    

ПРОЕКТ «ПУСТЬ ОГОНЬ БУДЕТ ДРУГОМ»

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА:

Комдошева Марина Викторовна

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА:

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется личность ребенка. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять не укоризненно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность - это не просто усвоенные знания, а адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей является  развития самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Результаты анализа многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, проведенные  государственной службы по пожарному надзору, показывают, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в угол комнаты, вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Известно, что детям свойственна тяга к огню, запреты, как правило, малоэффективны, просто уговаривать детей не играть со спичками – мало. Поэтому учить детей пожаробезопасному поведению и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.  Надо обращаться к их разуму, учить оценивать свои действия, поведение товарищей, рассуждать по поводу тех или иных событий. При этом основным  методом в обучении является игра с использованием ролевых ситуаций.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание  условий, способствующих усвоению знаний и закреплению навыков осознанного пожаробезопасного поведения дошкольников

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Познакомить с историей возникновения огня.

2. Познакомить детей с основными причинами возникновения пожаров.

3. Дать детям представление о значении огня в жизни человека.

4. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. (Формировать  у детей  чувство опасности огня.)

5.Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

6.Развивать творческие способности дошкольников

7. Воспитать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

8. Воспитать уважение к людям мужественной профессии – пожарным.

9. Развивать память,  внимание, чувство ответственности за свои поступки.

10.Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

11.Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику опасности  обращения с огнем.

12.Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

ГИПОТИЗА ПРОЕКТА:

Если воспитание детей, в котором участвуют все:  педагоги,  родители, сотрудники пожарной охраны, будет осуществляться в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил,  тогда жизнь наших детей будет в безопасности.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Апрель 2017 год

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап: подготовительный

  • постановка проблемы;

  • подготовка программно-методического обеспечения: подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике;
  • обогащение предметно развивающей среды:     подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников;  
  • изучение опыта работы   педагогов других ДОО по  теме проекта                                        

2 этап:   Обучающий

Реализация запланированных  мероприятий по пожарной безопасности

3 этап:  Заключительный

  • подведение итогов и анализ работы по пожарной безопасности;
  • анализ эффективности работы;
  • формулировка выводов и определение форм работы по пожарной безопасности;
  •  представление результатов и итогов проекта общественности;
  • обобщение и распространение опыта работы по проекту

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги ДОО

ВИД ПРОЕКТА:

Познавательно-исследовательский

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ:

Государственная служба по пожарному надзору, Республиканская детская библиотека

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседы, организованная образовательная деятельность, экскурсии, спортивное развлечение, сюжетно-ролевые игры, информационные стенды для родителей, консультация для родителей

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Непосредственное восприятие окружающего мира: знакомство детей с различными пожароопасными ситуациями, обучение восприятию и умению называть предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, умение анализировать эти отношения,  совместно с детьми  делать выводы.
  2. Познание действительности: рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, подвижные игры, использование атрибутов, картинного и иллюстративного материала и личный пример взрослых.
  3.   Формирование у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия, дисциплинированности, организованности, т.к. усвоенные правила с раннего детства, становятся в дальнейшем нормой поведения.

РЕСУРСЫ

ПРОЕКТА:

Информационные - информационная страница на сайте дошкольного учреждения; информационные стенды для родителей

Учебно - методические – научно - методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту, диски с теоретическим материалом по вопросам организации работы по пожарной безопасности, буклеты и памятки для родителей

Технические – аудио- и видеотехника, проектор, экран, компьютер

Материально-технические - уголок безопасности в групповом помещении; методические и дидактические пособия, картотека игр по пожарной безопасности

РИСКИ ПРОЕКТА:

  • географический фактор: отдаленность образовательного учреждения от пожарной части;
  • низкая заинтересованность родительской общественности;
  • недостаточное финансирование запланированных мероприятий проекта;
  • недостаточное количество учебно-наглядной   информации

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:

  • изготовление стендов с наглядной информацией для родителей;
  • консультация для родителей;
  • выставка творческих  поделок
  • выпуск стенгазеты

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение у детей  старшего дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности,  а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности.     Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях,  сформированности устойчивых навыков самосохранения  и  навыков осознанного безопасного поведения. Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ. Установление прочных связей с пожарной частью.  

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:

Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы  с детьми по противопожарной безопасности в условиях реализации личностно - ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.

                         ПЛАН  ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА:

Срок реализации проекта

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействия  с родителями

Первая неделя апреля

Беседа: «Чтобы не было беды». Дидактические игры: «Раз, два, три, что может быть опасно - найди», "Чего нельзя делать".

 Занятие «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой».

Чтение художественного произведения:

«Пожар» Л. Толстого.

Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные».

Рассматривание иллюстраций о пожарных машинах разных времен.
Рисование «Пожарная машина».

Консультация «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре». Информационный стенд «Пожарная безопасность». Анкетирование родителей «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»

Вторая неделя апреля

Беседа «Профессия - пожарный». Дидактические игры: «Раньше и теперь», «Как зажечь огонь».

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

Рассматривание иллюстраций «Пожар в Москве» неизвестный художник 19 век, «Пожар в лесу», С. Андрияка «Пожар в Манеже».

Развлечение «Кошкин дом».

Чтение художественного произведения: «В дыму» -

В. Житкова.

Эстафеты на прогулке: «Пожарные на учении», «На пожар».

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные спешат на помощь».

Раскрашивание раскрасок: Пожарный, горящий дом и лес.

Родительское собрание с участием представителей службы пожарного надзора.

Выставка поделок «Пожарная машина».

Третья неделя апреля

Беседа «Опасные предметы». Дидактические игры: «Горит не горит», «Хорошо - плохо».

 Занятие: «Огонь – наш друг» Викторина: «Пожарным можешь ты не быть».

Разучивание  стихотворений о   противопожарной  безопасности.

Чтение художественного произведения:

«Пожар»,

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» -

С. Маршака.

Экскурсия: по детскому саду. Эксперименты с огнем, горящей бумагой. Встреча с интересными людьми. 

Сюжетно-ролевая игра «Окажи помощь пострадавшему».

Рассматривание книг, альбомов о пожаре в городе, природе, о труде пожарных.  

Информационный стенд «Детские шалости с огнем и их последствия».

Подбор иллюстраций  с изображением пожароопасных ситуаций, иллюстрации  пожарного оборудования для  составления альбома: «Труд пожарных».

Четвертая неделя апреля

Беседа «Пожарная машина и ее оснащение». Дидактическая игра «Что нужно пожарным?».

Рисование «Пожарные тушат дом».

Занятие «Экологическая тревога».

Викторина «В мире электроприборов».

Составление стенгазеты «Не играй с огнем».

Слушание музыкального произведения Г.В. Свиридова «Марш  пожарных» из кинофильма «Укрощение огня».

Спортивный праздник «Юные пожарные спешат на помощь».

 Чтение художественного произведения:

«Рассказ о неизвестном герое» -

С. Маршака.

Экскурсия в пожарную часть.

Сюжетно-ролевая игра «Диспетчер противопожарной службы», «Пожар в лесу».

Подвижные игры по теме.

Просмотр видеофильмов о пожаре.

Изготовление пальчикового театра и декораций к произведению

С. Маршака  «Кошкин дом».

        

Конспекты занятий, развлечений, экскурсий

Конспект занятия

«Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»

Программное содержание: обобщать представления детей о труде взрослых; расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.

Предварительная работа: Чтение произведений С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Чтение и пересказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Рисование пожарной машины (по стихотворению С. Я. Маршака «Пожар»). Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», для подвижной игры «Пожарные на учениях».

Материал: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч.                        

                                Ход занятия.

Воспитатель. (показывает телеграмму).

                Телеграмма! Телеграмма!

                Я пришла к вам с почты прямо.

                У телеграммы срочной,

                Адрес очень точный:

                Детский сад №6 «Незабудка».

- Хотите узнать от кого телеграмма?

                Привет вам детвора

                Шлю со своего двора,

                Загадку отгадаете и меня узнаете.

- Дети, отгадайте загадку:      

Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У нее усы как спицы,

Она мурлыча песнь поет,

Только мышь ее боится

Угадали? Это … (кошка)

- Молодцы, это кошка из произведения С. Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности? Ребята, поможем кошке?

- Ребята, скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? - Правильно, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?

Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью.

Воспитатель. Но их работа, очень нужна людям. Почему работа пожарных нужна людям?

Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.

Воспитатель. Какими должны быть пожарные?

Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?

Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.

Воспитатель. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем?

Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами. (рассматривание фотографий)

Воспитатель. Как оборудована пожарная машина?

Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.

Воспитатель. В машине есть пожарные рукава, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?

Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро.

Воспитатель. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.  Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?

Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где – ни будь дымок.

Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?

Дети. Нужно по телефону набрать «01».

Воспитатель. Отчего происходят пожары?

Дети. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем…  

Воспитатель. Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу.

Пожарных в нашей стране особо отличившихся на пожаре награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?

Дети. Стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ       Л. Толстого «Пожарные собаки»…

 Воспитатель. Что вы узнали сегодня на занятии?

Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми.

                 

Конспект познавательного занятия «Огонь – наш друг»

Программное содержание: рассказать об открытии человеком огня; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём, воспитывать осторожное отношение к огню.

                                    Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять?

Дети. Спички, зажигалки, электрические лампочки.

Воспитатель. Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный. Ребята, как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).

Воспитатель. Человек научился добывать огонь. Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

-Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

-Что нужно класть в костёр, чтобы он горел?

Дети. Палки, ветки, дрова, листья.

Воспитатель. Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.

Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины. Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. Всё это добрый огонь.

Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей) 

Воспитатель. В наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.

 Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почёт,

Что ребятам греет ужин

Режет сталь и хлеб печёт.

                                                  (Е. Ильин)

Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит три минутки.

Ленты нет, кругом угар –

Чуть не сделался пожар!

                                                    (Б. Миротворцев).

Воспитатель. А сейчас дети, отгадайте загадки:

- Красный петушок

По жердочке бежит     (огонь).

- На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош

Да с собой не понесёшь    (огонь).

- То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь – горе!

Продырявит – море        (утюг).

- Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся    (электрическая  лампочка).

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»        (чайник).

- Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор     (пылесос).

Воспитатель. Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может вызвать гибель людей.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда,

Это помните всегда!

Конспект развлечения «Тетя Кошка»

Звучит музыка, дети заходят в зал, садятся на стулья.

Ведущий. Сегодня мы собрались в зале, чтобы вспомнить правила пожарной безопасности.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

(В зал заходит Тетя Кошка, вытирает слезы платочком)

Ведущий. Здравствуйте, Вы кто? И почему плачете?

Кошка. Я – Тетя Кошка, про меня написал сказку С.Я. Маршак, которая называется «Кошкин дом».

Ведущий. Дети, вы знаете эту сказку? А что там произошло?

(Дети отвечают на вопрос)

Ведущий. Так вот почему Вы плачете? Не горюйте, мы Вас научим правилам пожарной безопасности.

Дети. 1-й. Если вдруг пожар возник, 

  Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре сообщить.

(Ведущий уточняет, по какому номеру надо звонить при пожаре)

2-й. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол прожег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

3-й. Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

4-й. В жаркий бой с огнем коварным

Не пойдешь без тренировки.

Тот, кто хочет быть пожарным,

Должен сильным стать и ловким!

Ведущий. Мы сейчас устроим тренировку! Проверим, какие наши дети смелые, ловкие?

(Ведущий и Кошка расставляют препятствия: дуги, обручи, кегли, колокольчик для двух команд)

Игра «Пожарные на учении»

(Дети, преодолев препятствия, звенят в колокольчик, затем возвращаются, передают эстафету следующему игроку)

Тетя Кошка. Молодцы, вы ловкие, смелые. А смог бы кто-нибудь из вас помочь мне при пожаре вынести вещи?

Ведущий. А мы продолжим соревнования. Нам снова нужны две команды.

Игра «Вынеси вещи из дома»

(Ставятся два ряда больших стульев, дети должны пролезть под стульями, взять какую-либо вещь и вернуться обратно)

Тетя Кошка. Жаль, что вас не было, когда у меня случился пожар. Вы помогли бы мне вынести самые дорогие вещи!

Ведущий. А сейчас проверим вашу смекалку. Отгадайте загадки о том, с чем необходимо обращаться осторожно, чтобы не возник пожар.

1.В полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!     (Утюг).

2.В деревянном домике проживают гномики –

   Дом – стеклянный пузырек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.            (Электрическая лампочка)

3. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех глядит.

   Он от злости ест дрова целый час, а может два.

   Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь.      (Печь с огнем).

Тетя Кошка. Когда был пожар, поднялся такой дым – ничего не было видно!

Ведущий. А ведь пожарные в таком дыму людей спасают. И мы сейчас поиграем в игру «Отыщите друг друга в дыму»

(Играют 6 человек. Дети встают напротив друг друга,  с завязанными глазами ищут друг друга.)

Тетя Кошка.  Дети, какие вы смелые, храбрые, но главное, вы показали, как надо вести себя во время пожара, с какими приборами и предметами надо быть осторожным, чтобы не случилось пожара. А теперь я вас приглашаю на веселую пляску!

Свободная пляска

После пляски Тетя Кошка предлагает детям посмотреть мультфильм  «Кошкин дом».

Тетя Кошка прощается с детьми, уходит. Дети выходят из зала.

Экскурсия в пожарную часть

 Программное содержание: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней, воспитать стремление и интерес к профессии пожарных.

                    Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель. Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)

—Машина имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)

— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)

(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)

— Для чего нужны рукава и ствол? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.)

— Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы.

(Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.)

— На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный   противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень опасен и пожарные могут получить ожоги и травмы.)

 

Дидактические игры:

  • «Раньше и теперь»

Цель: Систематизировать знание правил пожарной безопасности.

Воспитатель кратко описывает ту или иную ситуацию, произошедшую в прошлом. Дети поочередно рассказывают, что происходит в аналогичной ситуации в наши дни.

Воспитатель. Когда начинается пожар, на каланче звонили в колокол.

Ребенок. При возгорании люди звонят по телефону 01.

Воспитатель. До места пожара пожарные добирались на телеге, на которой везли бочку с водой.

Ребенок. Сейчас пожарные могут быстро доехать на пожарной машине, пожарном поезде, пожарном вертолете, пожарном самолете.

Воспитатель. Раньше пожар тушили, используя ручные насосы, топоры.

Ребенок. Современные средства тушения – это брандспойт, подключенный к автоматическому насосу, огнетушители.

  • «Горит – не горит»

Цель: Закрепить знания о свойствах предметов и веществ.

Воспитатель называет предмет или вещество (металл, лед, уголь, воздух, камень и т.д.) и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймав мяч, говорит, горит данный предмет (вещество) или нет. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

                       

Литература

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н. Авдеева, под ред. С.Д. Ермолаева. -  СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, - 135с.
  2. Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]./ Л.П. Анастасова. -  М.: ТОО Издательский Центр «Вентана-Граф», 1996. - 64с.
  3. Житник, З.П. Изучение правил пожарной безопасности в детском саду [Текст]. / З.П. Житник // Ребенок в детском саду. -2005.- № 7. – С.90 - 93с.
  4. Поддубная, Л. Б. 0БЖ Старшая группа: занимательные материалы / Л.Б. Поддубная. -  Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96с.
  5. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – Москва. АСТ, 1995.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения включает следующие мероприятия

Анкета для родителей

(Анкетирование родителей позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми, и с их родителями.)                 

   

   Вопрос

                  Ответ

1.Ф.И.О.

2.Оставляете ли вы своего ребёнка одного?

Если да, то чем он в это время занимается?

3.Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы?

Где они хранятся?

4.Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности?

5.Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности?

6.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад?

Консультация для родителей

"Как научить ребенка правильному поведению при пожаре"

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте 

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.


В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: "Я сам".

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов. 
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

 

Реакция детей во время пожара:

  •        Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
  •        Ребенок  может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
  •        Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

• звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

• в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

• не тушить огонь в квартире самостоятельно;

• выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

• ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

• если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

 

 Стратегия достижения поставленных целей

Реализация проекта  будет осуществляться в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсия, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

При осуществлении проекта, дети будут  учится пользоваться различными источниками и способами получения информации. Основным методом проекта предполагается использовать исследовательскую деятельность, в ходе которой   дети будут проводить исследования, представлять результаты в виде рисунков, фотографий. Для подержания интереса детей буду  использовать игровые приемы: например, в гости к детям будут приходить герои знакомых сказок, мультфильмов, обращаясь к ребятам за помощью или прося научить тому, чего не знают.  

В процессе работы над данным проектом дети будут заниматься продуктивными видами деятельности, направленными на безопасное поведение в доме, на природе, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.

В рамках работы над проектом у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Участвуя в проекте:

- дети пополнят знания об опасных и полезных свойствах огня, о правилах пожарной безопасности, углубят представления об окружающем мире, почувствуют себя значимыми в группе сверстников, увидят свой вклад в общее дело;

 - родители пополнят недостающие знания в области преподнесения детям правил обращения с огнем, проявят творчество в совместном с детьми изготовлении поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

Педагогический проект "Огонь друг или враг?"

Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необх...

Педагогический проект «Огонь - друг, огонь - враг»

Проблема:Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку...

Педагогический проект "Огонь - друг, огонь - враг"

Педагогический проект для детей и родителей старшей группы...

Педагогический проект: «Пожарная безопасность» «Огонь – наш друг, но не всегда – бывает от него беда»!

Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, воспитание навыков осознанного, адекватного поведения в пожароопасных ситуациях....

Памятка для родителей "Пусть огонь будет другом"

Пожары случаются очень часто, и самая распространенная причина - человеческий фактор: неосторожное обращение с огнем, неисправность электроприборов, шалости с огнем. Взрослым важно самим соблюдать пра...