Условия для формирования основ этикетного поведения дошкольников
статья на тему

Левина Анастасия Владимировна

Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для формирования основ этикетного поведения дошкольников

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, как садится, как держит руки, какие первые слова произносит, судят об уровне его культуры. Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми, и незнакомыми. Он никогда не станет перебивать говорящего, дослушает его до конца. Ему всегда важно, что о нем подумают окружающие. Помогать близким, заботиться о них – для культурного человека главное.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить навыки этикетного поведения.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, быту, другой деятельности, дети усваивают их. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Основные способы педагогического воздействия на детей используемые в работе:

Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогает выяснять уровень знания  детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения у детей обусловлена еще и  тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.

Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения...

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Я хочу поделиться  опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...