Консультация по речевому развитию
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Татьяна Викторовна

Как составлять описательные рассказы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Составление описательных рассказов детьми»

Воспитатель: Иванова Т.В.

2018 г.


«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения», «Новенькая» и др.).

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы. Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора. Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднении. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия, поэтому далеко не всегда целесообразны вопросы: а что это? А что тут? А что еще нарисовано?

Вот примерные вопросы по картине «Кошка с котятами»: кто нарисован на картине? Что делает рыжий котенок? Какая кошка-мама? Что она делает?

Иногда вопроса недостаточно, для того чтобы ребенок точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Он добивается того, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами и свойствами, говорили развернутыми предложениями.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.).

Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает» — после картины «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет»—после картины «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).

Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог может связать ее рассматривание с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.

Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»).

Характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста: 

а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;

б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

в) использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно). Вот пример рассказа воспитателя по картине «Кошка с котятами»: «Эта картина про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы».

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»).

Можно ввести рассказывание по плану, например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видно за забором и т. п.

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

1) учить детей правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;

3) учить составлять связный рассказ по картине;

4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика — он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано».

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему: Используются литературные образцы.

Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном. На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, па тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

В старшей группе целесообразно использовать и серии картинок на юмористические темы (Л. Бондаренко, А. Дементьева). Самое главное в руководстве такими занятиями — помочь детям разобраться в комической ситуации: почему это смешно?

Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинам педагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»); как дети готовили маме подарки? («8 Марта»); кто поставил сюда корзину и что случилось? («Кошка с котятами»). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»).

Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Надо обязательно напоминать детям, чтобы они не повторяли уже. рассказанных событий. Можно включить в такие занятия момент соревнования: рассказ какой группы окажется самым интересным? На этих занятиях важно обучать детей и умению оценивать рассказы товарищей как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, которые предшествовали изображенному. Это развивает связную речь, закрепляет навыки свободного владения словом.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу — придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением ихарактеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д. Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы но картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...»

Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

В подготовительной к школе группе возможно рассматривание и описание натюрмортов. Воспитатель вывешивает несложную картину е изображением посуды, цветов, фруктов и «делает» ату картину на стопе, разложив соответствующие предметы (заранее недобранные) примерно так, как они нарисованы на картине. Затем «натюрморт» составляют дети. Одновременно идет описание «натюрморта»: называются цвет, сочетанием красок, описывается фон, форма предметов, затем все это сравнивается с картиной.

Рассматривание «натюрморта на столе» помогает детям правильно определить разные свойства и признаки предметов, рас ширяет круг конкретных представлений об их эстетических качествах.

Постепенно дошкольники подходят к самостоятельному описанию натюрмортов. Можно использовать следующие картины: «Цветы» Д, Налбандяна, «Сирень» И. Левитана, «Февраль»

А. Лактионова, «Маки», «Сирень у окна» П. Кончаловского, «Натюрморт с арбузом» И. Машкова. Воспитатель может использовать и репродукции фотоэтюдов. Хороши для рассматривания фотоэтюды Я. Рюмкина «Яблоки», Е. Игнатовича «Ромашки», «Одуванчики».

Консультация для родителей «Повышение  интереса детей к составлению рассказов»

 Рассказ, является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

Специальная задача рассказа – развитие связной речи. Обучение детей рассказыванию, способствует развитию логики мышления (установлению причинно – следственных связей) и воспитанию чувств. В развитии речи ребёнка, связно рассказывать, предшествует диалог, беседа. Отвечая на вопросы взрослого, ребёнок заимствует структуру фразы и учится задавать вопросы самому себе, а это способность в процессе рассказывания обеспечит непрерывность повествования, позволит соблюдать логику мысли, когда суждения не просто следуют одно за другим, а вытекают одно из другого. Вот почему рассказыванию, предшествует беседа, наблюдение детьми объектов или явлений.

Каждый вид рассказывания, решает свою определённую языковую задачу.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

усвоение норм построения такого высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;

формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детейвыделению основных смысловых звеньев рассказа;

обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Рассказывание по картине.

Картинки — материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача, этого вида рассказывания – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребёнка, облегчать работу воображения и опираться на жизненный опыт ребёнка, на запас его представлений. Этот вид рассказывания, сложнее, чем рассказ – описание, так как вместо реального предмета, воспринимаемыми многими органами чувств, ребёнок только зрением воспринимает отраженные образцы предметов или сюжет в зримых образах. При этом не ощущает объём предмета, а реальная его величина воспринимается в сравнении с другими предметами.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов?”,

“Кто больше назовет неживых предметов?”,

“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).

“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты

слышишь?”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе

попадаются на пути. Что ты почувствовал?”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”

Работа с предложением.

При ознакомлении детей, со словесным составом предложения, со звуковым составом слова, педагог, раскрывает перед детьми общие свойства человеческой речи, составляющих ее единиц (человеческая речь, так и называется— «членораздельная речь») и линейность, последовательность этих единиц.

Задания на составления предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и со словами семантического ряда). Эти задания направлены на формирования умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими, что не редко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова. Составления предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребёнка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако, такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается, и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

Беседа.

Цель - развития диалогической речи детей, при проведении развивающей беседы, является доминирующей. Разговор и беседы — в сущности два почти тождественных проявления, одного и того же процесса: речевого общения людей. Беседы, как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей. Беседа выявляет, как велика у детейпотребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Она, предоставляет возможность реализовать свои знания и представления об окружающем, путём высказывания собственного мнения. Важное место, в речевом развитии детей, принадлежит беседе по картинке как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Диалог по картине способствует:

Закреплению у детей навыков ведения беседы;

Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

Развитие памяти и внимания;

Совершенствованию словесно-логического мышления;

Приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами;

Развитию понимания смысла и содержания картин.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Рассказы по картинкам, имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок, помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия, педагог посредствам вопросов направляет внимание ребёнка на процесс развёртывания действия, то затем ребёнок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам - способствует уточнению значений, известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

Рассказы – описания.

Рассказ – описание, имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов – обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи.

Процессу обучения детей различным видам рассказов – описаний, предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятия, сравниваемые предметы (или картинки, обязательно находятся перед глазами ребёнка. Сначала, дети должны определить различие между предметами, по их характерным признакам. Так как, для дошкольника, эта задача более лёгкая, а затем перейти к описанию сходных признаков. Языковая задача рассказа – образца – дать детям представление о рассказе и о том, что каждый предмет можно описать интересно, если внимательно его рассмотреть. При описании предмета, должны быть использованы слова, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Он должен быть не большой по объёму, но непременно логически завершённый, композиционно стройный и эмоциональный, иначе у детей не возникнет желания рассказывать.

При обучении детей с  описанию предметов, ставятся следующие задачи:

Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.

Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предмета;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развернутому описанию предмета;

подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Эффективность работы по развитию связной описательной речи зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

а) систематичность проведения;

б) распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

в) подчиненность заданий выбранной цели;

г) чередование и вариативность упражнений.

Мотивация – ребенок в позиции естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: написать объявление пропала собака, позвонить и сообщить приметы потерявшегося).

Мотивом может служить желание участвовать в игре. В.В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

Параллельное описание. Педагог и ребенок  одновременно описывают два объекта.  Например:

Педагог  

Ребенок  

У меня белка  

У меня лиса  

Белка рыжая  

И лиса рыжая  

У белки пушистый хвост

И у лисы пушистый хвост

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. После того как дети научатся строить описания можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

«Игры-соревнования» – дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта  Например: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню».

Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

Коллективное составление рассказа. Один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках или за спиной.

Использование схем, моделей.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, так как дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).

При обучении составлению рассказов – описаний можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки.

Чтение художественных произведений содержащих описание. 

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Нарушения речевого развития ребёнка"

В данной консультации представлены рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения речи....

Консультация по речевому развитию дошкольников на основе моделирования

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно ...

консультация по речевому развитию для педагогов

сообщение для воспитателей нашего детского сада, которое я подготовила к нашему  пед. совету...

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

Консультация по речевому развитию

Консультация по развитию речи. Сюжетно - ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса...