Главные вкладки

    Рабочая программа "Чудеса своими руками"
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Николаева Василиса Петровна

    Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_chudesa_svoimi_rukami.docx33.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования городского округа «город Якутск»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей  № 9 «Якутяночка»

    _____________________________________________________________________________

    677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,

    e-mail:detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru

    Рабочая программа кружка по экспериментированию

    "Чудеса своими руками"

    подготовительной  группы «Солнышко»

    на 2018-2019 учебный год

    Воспитатель: Николаева В. П.

    г. Якутск

    «Чудеса своими руками»


    Пояснительная записка

    Программа составлена с учетом ФГОС.

    Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

    Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

    Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

    Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

    Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

    Цель программы кружка:

    Способствовать формированию и развитию

    познавательных интересов детей  посредством

    опытно-экспериментальной     деятельности.

    Задачи:

    1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
    2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
    4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
    5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
    6. Развивать коммуникативные навыки.

    Условия реализации:

    Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

    Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

    Оборудование детской лаборатории:

    • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
    • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    • разные виды бумаги, ткани;
    • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
    • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

    Программа кружка  рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста.

    Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

    Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 30минут.

    Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

    Игровые  приёмы:

    • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
    • повтор инструкций;
    • выполнение действий по указанию детей;
    • «намеренная ошибка»;
    • проговаривание хода предстоящих действий;
    • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
    • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

    Ожидаемые результаты:

    • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
    • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
    • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
    • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
    • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
    • Развитие коммуникативных навыков.

    Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

    Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

    Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

    Перспективное планирование

    экспериментальной деятельности в подготовительной  группе.

    Месяц

    Неделя

    Тема

    Цель

    Сен Сентябрь

    1 неделя

    Мониторинг

    2 неделя

    3 неделя

    «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

    Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

    4 неделя

    «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

    Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

    Октябрь

    1 неделя

    «СОРЕВНОВАНИЕ»

    Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

    2 неделя

    «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

    Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

    3 неделя

    «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

    Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

    4 неделя

    «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

    Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

    Ноябрь

    1 неделя

    2 неделя

    «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

    «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

    Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

    Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

    3неделя

    «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

    Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

    4 неделя

    «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

    .

    Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

    Декабрь

    1 неделя

    «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

    Совершенствовать знания детей о снеге.

    2 неделя

    «ГДЕ ЛУЧИКИ»

    Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

    3 неделя

    «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

    Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

    4 неделя

    «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

    Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

    Январь

    1 неделя

    «ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

    Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

    2 неделя

    «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

    Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

    3 неделя

    «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

    Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

    4 неделя

    «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

    Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

    Февраль

    1 неделя

    «ДРУЗЬЯ»

    .

    Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

    2 неделя

    «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

    Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

    3 неделя

    «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

    Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

    4 неделя

    «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

    Дать детям представление об очистке воды.

    Март

    1 неделя

    «ПРОКАТИ ШАРИК»

    Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

    2 неделя

    «ТАНЕЦ ГОРОШИН»

    Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

    3 неделя

    «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

    Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

    4 неделя

    «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

    Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

    Апрель

    1 неделя

    «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

    Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

    2 неделя

    «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

    Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

    3 неделя

    «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

    Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

    4 неделя

    «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

    Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

    Май

    1 неделя

    «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

    Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

    2 неделя

    «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

    Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

    3 неделя

    «РАДУГА В КОМНАТЕ»

    Познакомить детей с природным явлением – радуга.

    4 неделя

    «ЭФФЕКТ РАДУГИ»

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Список литературы

    1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

    2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

    3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

    4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.

    5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

    6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

    8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

    9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

    10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

    11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

    12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

    13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

    14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

    15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.

    16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

    17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.

    18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

    19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

    20. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

    21.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.

    22. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.

    23. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Кондрыкинской Л. А.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

    24. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003

    25.Материалы интернета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Про машины и станки, две рабочие руки

    Цель. Закреплять у детей навык описательной речи.Задачи. Создавать словесный образ предмета. Находить самостоятельно варианты описаний, сравнений.Оборудование. Предметные картинки по теме формата не м...

    Рабочая программа по подготовке руки к письму

    Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

    Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .

    Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...

    «Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

    Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

    Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»

    Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...

    Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

    Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...