. Развитие восприятия у детей – правила и методики
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

. Развитие восприятия у детей – правила и методики

2Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2.5 до 3.5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

. Развитие восприятия у детей – правила и методики

2Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2.5 до 3.5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-          создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-          формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-          воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Направления моей работы:

-          формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

-          обучение способам обследования предметов;

-          развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда,

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1.      Игры для сенсорного развития:

-          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше≤», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

-          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

-          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.                  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения.

С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.

Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»  Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение из опыта работы

Тема: «Развитие восприятия у детей – правила и методики»

Подготовила :Долгачева Н.Ю.

Высшая категория.

Группа №1.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты

Представленный цикл занятий способствует развитию восприятия  и сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ...

Программа "Мониторинг и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

  Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явленй действительности  в момент их воздействия на органы чувств.      В старшем дошкольно...

Развитие восприятия у детей раннего возраста в процессе сенсорного воспитания

Содержание Введение..................................................................................................................3Глава 1. Теоретические основы развития у детей раннего ...

Развитие восприятия у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Работа содержит теоретическое обоснование проблемы развития восприятия у детей с задержкой психического развития, перспективный план работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию в средней группе,...

Использование современных методик и технологий при развитии восприятия у детей дошкольного возраста.

В этом материале я хочу поделиться опытом  работы с  использованием   элементарного музицирования при восприятии музыки с детьми старшего  дошкольного возраста....

Картотека игр для развития восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (цвета, соотношения предметов по величине, на усвоение геометрических форм) у дошкольников и детей с ОВЗ....

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельностиНа современном этапе в системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развити...