игры для ознакомления с окружающим миром
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Петрова Анастасия Александровна

Растения.

Беседа 1.

Раз-два-три. Мы превращаемся в великанов-исследователей. Надеваем наши семимильные сапоги – и в путь, вокруг земного шара. Мы глядим по сторонам: сколько зелени – целый океан. Куда не посмотришь – всё вокруг зелёное. Красиво. Наша Земля – зелёная планета. Это растения подарили ей зелёный цвет. В каждом зелёном листочке, в каждой зелёной травинке есть особые зернышки – хлорофилл. Хлорофилловые зернышки и делают растения зелёными. А растения делают зелёным весь наш мир.

ИГРА «ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ»

В эту игру можно играть в любом составе: вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Игра развивает фантазию и ассоциативное мышление ребёнка. Детям предлагается придумать, какой он, этот зелёный цвет. Какой у него может быть голос, запах, вкус, какая музыка. Какой он наощупь: холодный или горячий, твёрдый или мягкий и т. д.

Стихотворение В. Степанова «Как живёте?»

 

Кони, кони, как живёте?

Кони, кони, как жуёте?

- Хорошо пока живём,

На лугах траву жуём.

Куры, куры, как живёте?

Куры, куры, как жуёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём!

Мы клюём проворно

На дорожке зёрна.

Как вы, кролики, живёте?

Что вы, кролики, клюёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не клюём.

А грызём мы ловко

Свежую морковку.

Вы, котята, как живёте?

Что, котята, вы грызёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не грызём.

Пьём мы понемножку

Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живёте?

Птицы, что из плошки пьёте?

- Хорошо пока живём,

Но из плошки мы не пьём,

 А поём мы по утрам

 Песни радостные вам.

 

 

У растений мы тоже можем спросить: «Вы, растения, как живёте? Что жуёте и грызёте?» Потому что все растения – живые.

Растениям, как и всем живым существам на Земле, нужны воздух и солнечный свет. Растениям нужны вода и еда. Правда, «едят» растения не так, как люди и животные. Они не жуют, не клюют и не грызут. Свой «обед» растения «готовят» из воды, воздуха и света.

Корни растений – мощные насосы. Они качают из земли воду. В воде растворены разные полезные минеральные вещества – самый настоящий питательный бульон для растений. Дело листьев – добывать из воздуха углекислый газ. Вода и углекислый газ под лучами солнца превращаются в «еду» для растений.

Но не все растения на свете питаются через листья и корня. Среди них есть настоящие хищники. Растения-хищники едят насекомых, мелких рачков в пруду и даже мальков рыб.

Насекомоядные растения есть во всех частях света. Их можно встретить не только в далёких краях, но и у нас в стране. На торфяных болотах растёт небольшое растеньице – росянка. Она – настоящая хищница. У неё очень интересные листочки. Вроде бы листочки, да только они обросли ресничками. По краям листа реснички длинные, а в середине – короткие. На конце каждой реснички – небольшой шарик. Этот шарик выпускает блестящую капельку клейкой слизи, похожую на капельку росы. Из-за этих-то капелек росянку и назвали росянкой.

Комарики и другие мелкие насекомые думают, что эти капельки – чистая водичка. Они хотят попить – и крепко-накрепко прилипают к ресничке. Ресничка с прилипшим комариком начинает медленно загибаться к центру листочка. Листочек закрывается и – комарику уже не выбраться, росянка его «съест».

Людям растения-хищники вреда причинить не могут. Их можно не опасаться.

Беседа 2.

Кто-нибудь может сказать: «Ну, подумаешь, растения «едят». Но они всё равно не живые, потому что не двигаются». А вот и нет! Растения очень даже двигаются, только по-своему. Они, конечно, не прыгают, как белки, они – растут. Становятся выше и толще, пускают побеги. На побегах распускаются листья, цветы. Потом появляются плоды, семена. И многие растения поворачивают к солнцу листья и цветы. Цветы закрываются на ночь и перед дождём. Мимоза сжимает листики, если до неё дотронуться.

Опыт.

Итак, растения – живые. Они «дышат», «пьют», «едят», передвигаются. Они живут – рождаются, растут, цветут, приносят плоды и семена – своё потомство.

ИГРА «КАКИХ РАСТЕНИЙ НЕ БЫВАЕТ»

В эту игру играют вдвоём и целой компанией. Все встают в круг. В центре водящий. Он бросает мяч каждому игроку по очереди. Если он называет какое-нибудь растение, то мяч надо поймать, если он называет любой другой предмет, то мяч ловить нельзя. Например, если водящий говорит: «Малина», то мяч надо поймать, а если водящий говорит: «Лягушка», то мяч ловить не надо.

Беседа 3.

Итак, в прошлый раз мы с вами узнали, что растения умеют расти, то есть проявлять признак движения. Мы с вами ещё раз в этом убедимся.

Опыт. С улицы приносятся веточки с зимними почками. Вскоре почки начинают распускаться. Внимание ребёнка обращается на то, во что превращаются её покровные чешуйки и нежные внутренние листочки. Таким образом, можно сделать вывод: зимой растения «спят». На голых ветках есть зимние почки, которые с наступлением весны оживают.

Мы с вами будем наблюдать за изменениями, которые будут происходить в веточках.

ИГРА «ЯЗНАЮ 10 НАЗВАНИЙ…»

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком и целой компанией. Игроки садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом говорят: «Я знаю 10 названий деревьев (цветов, ягод и т. д.)» Потом каждый игрок называет одно дерево и перекидывает мяч другому. Тот называет ещё одно дерево и т. д., пока все игроки не назовут 10 деревьев. Тот, кто не смог ответить, даёт фант. После окончания игры он должен выполнить определённое задание. Например, изобразить какое-нибудь дерево.

Зарядка-разминка.

Детям предлагается изобразить:

  1. Дерево – встать прямо, одну ногу согнуть в колене и ступней упереться в колено другой ноги. Руки вытянуть вверх, а кончики пальцев соединить над головой. Постоять так сначала ан одной ноге, потом – на другой.
  2. Дерево растёт – присесть на корточки и медленно подниматься, вытягивая руки вверх.
  3. Сбор плодов – подняться на цыпочки, потянуться и сделать вид, будто вы срываете плоды с дерева.
  4. Дерево под ветром – встать прямо, руки развести в стороны, начать наклоны вправо и влево.
  5. Перекати-поле – сядем на пол, на коврик. Ноги согнуты в коленях. Наклоняемся назад, опираясь на руки. Раскачиваемся взад-вперёд.

 

Животные.

Беседа 1.

На земном шаре живёт великое множество животных. На земле, в воздухе, в воде – всюду жизнь.

По небу летают птицы и насекомые. По земле ходят звери и ползают змеи. Змей ещё называют пресмыкающимися.

В воде плавают рыбы и живут земноводные. Земноводные могут плавать в воде и ходить по земле, поэтому их так назвали. А животных, которые выкармливают детей молоком, называют млекопитающими.

Всех животных на Земле, больших и маленьких, ползучих и летучих, плавающих и бегающих, изучает наука зоология. Это слово пришло к нам из греческого языка. «Зоо» означает «животное», «логия» - «наука». Вот и получается: зоология – наука о животных.

Сегодня мы рисуем разных животных: млекопитающих, земноводных – амфибий, рептилий – пресмыкающихся, птиц, рыб и насекомых. Млекопитающие: мышка, слон, кит, кошка, собака, тигр, медведь, жираф, кенгуру и многие другие. Человек – тоже млекопитающее.

Животных разных видов мы будем рисовать каждого на разных листах бумаги. Кто больше нарисует разных животных, тот получит звание Главного Натуралиста.

Пресмыкающиеся, или рептилии: змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы.

Земноводные, или амфибии: лягушки, жабы, саламандры и тритоны.

Рыбы: золотые рыбки, акулы, угри, морские коньки, рыба-меч и другие.

Птицы: орлы, попугаи, воробьи, пингвины, страусы, куры…

Насекомые: бабочки, мухи, муравьи, тараканы…

Насекомых на Земле очень много, больше, чем всех остальных животных. У насекомых – 6 ног. Не нарисуйте случайно паука. Паук – не насекомое. У него 8 ног.

Беседа 2.

ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Это – коллективная игра. Все усаживаются в круг. Водящий в центре. Он бросает мяч по очереди каждому игроку и говорит, где живёт то или иное животное. Водящий говорит:

- Рыбы плавают в озере.

- Лиса живёт в лесу.

- Лягушка летает по воздуху.

Если он говорит правильно, мяч надо поймать, если он говорит неправильно, мяч ловить не надо. А кто поймает, тот даёт фант. После окончания игры он должен выполнить какое-нибудь задание водящего, например, изобразить животного.

ИГРА «КТО Я?»

В эту игру можно играть и вдвоём с ребёнком, и с группой детей. Все игроки по очереди подробно рассказывают о каком-нибудь животном, но не называют его, а изображают. Остальные должны догадаться, о каком животном идёт речь. Например: «Я живу в лесу, я большой, вот такой (надо показать какой), у меня бурая шерсть, острые зубы и когти, маленькие глазки и короткие уши. Зимой я сплю в берлоге. Я ем всё, но больше всего люблю мёд и малину. Я хожу вперевалку, вот так (надо показать). У меня громкий голос, вот такой (надо показать). Кто я?»

Беседа 3. «Кто кого ест?»

Растения умеют сами себе «готовить еду», им не надо выходить на охоту. Животные этого делать не умеют. Они должны искать себе пищу и охотиться. Растения стоят на одном месте, им никуда ходить  не надо. А животные умеют ходить и бегать, и ползать, и плавать, и летать. Знаете, есть такая пословица: «Волка ноги кормят»? Животным надо потрудиться, чтобы найти себе еду. Одни животные едят только растения. Их так и называют – травоядные, другие траву не едят, только мясо. Они охотятся на других животных. Есть животные, которые едят всё: и траву, и мясо. Это – всеядные животные.

ИГРА «ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Надо заранее подготовить картинки с изображениями разнообразных растений и животных. Картинки дать ребёнку. Ребёнок должен так разместить картинки, чтобы было всем понятно, кто кем или чем питается.

Например:

Травка, листья – гусеница – птица;

Пшеница, рожь, овёс – грызуны – змеи и хищные птицы;

Травка – кузнечик – луговые птицы;

Травка, листья – тля – божья коровка – куропатка – хищные птицы;

Комар – лягушка – цапля;

Водоросли, червячок – рыбка – чайка;

Зёрнышки - мышка – сова;

Капуста, морковка, трава – заяц – лиса или волк;

Молодые побеги, лесные травы – олень – медведь.

Среди животных есть охотники и есть добыча. У охотников – хищных животных – жизнь трудная. Им надо находить и выслеживать добычу, чтобы есть самим и кормить своих детёнышей. Добычу надо не только выследить, но ещё и поймать. А это не всегда удаётся. Добыча сама в зубы не идёт. Никто не хочет быть обедом.

Поэтому травоядные животные – добыча хищников – научились быстро бегать и хорошо прятаться. Попробуй, лягушка, найди зелёного кузнечика в зелёной траве. Иной зверь спрячется так – не найдёшь! От хищного зверя на самом деле не могут убежать, отбиться или спрятаться только слабые и больные животные.

У диких животных нет врачей-ветеринаров, которые бы их лечили. Здоровые и сильные животные обязательно спасутся. У них родятся здоровые и сильные детёныши, которые тоже сумеют выжить. Учёные называют это естественным отбором.

Зарядка-разминка.

Все животные – сильные и ловкие. И нам надо быть сильными и ловкими. Попробуем сделать то, что делают животные.

  1. Кто как прыгает:

Зайчик – кладём на пол палочку или верёвочку и перепрыгиваем через неё двумя ногами сразу. Ноги держим вместе.

Воробей – прыгаем на прямых ногах.

Кузнечик – подпрыгиваем вверх и вперёд.

Кенгуру – зажимаем между ног мячик или воздушный шарик и прыгаем на внешних сторонах стоп. Если мячик упадёт, его надо поднять ногами.

Лягушка – садимся на корточки и прыгаем.

Бегемот – встаём на четвереньки и подпрыгиваем на месте, отталкиваясь от пола руками и ногами.

  1. Кто как ползает:

Змея – ложимся на животик и проползаем под лежащим на полу одеялом. Под одеялом темно, но змеи темноты не боятся.

Гусеница – присаживаемся на корточки, вытягиваем руки как можно дальше вперёд и опираемся ими о пол, потом подтягиваем за собой всё тело.

  1. Кто как летает:

Орёл – встали прямо, ноги вместе, руки – врозь. Руки находятся на высоте плеч. «Летаем», наклоняясь, то вправо, то влево, то вперёд, то назад. Руки наклоняем в сторону поворота.

Ласточка – встать на одну ногу, другую вытянуть назад, руки развести в стороны.

  1. Кто умеет брыкаться:

 Лошадка – сесть на корточки, опереться руками о пол и подкидывать назад, то одну, то другую ногу, то обе ноги вместе.

  1. Кто как ходит:

Собачка - быстро бегать на четвереньках.

Обезьянка – ходить, согнувшись, касаясь пола кончиками пальцев. Пальцы на ногах загнуть, будто бы держишься ими за ветку дерева.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с природой.ЗАДАЧИ:Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям пон...

Мультимедийная дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Магазин инструментов для рисования»

Задачи: Учить детей группировать предметы по назначению, развивать любознательность. Содержание игры: Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих нужный предмет, называют...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11990200","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и природой

Учить находить ответы на поставленные вопросы, заданные слова. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, жизни людей. Развить фантазию, находчивость. Развивать логическое мышление....

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей....