Игры для развития связной речи детей.
консультация (старшая группа)

Носенко Ирина Валентиновна

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития связной речи детей:

  1. «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что ... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что ... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что ... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если ... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы ... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы ... (спастись от собаки)

 

  1.  «Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что (кто) может скакать? и т. д.

 

  1. «Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

- внешний вид;

- чем питается.

Для игры используются «игровые часы».

Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

4. «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 

5. «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем)

Кем или чем раньше был:

цыплёнок (яйцом),

лошадь (жеребёнком),

лягушка (головастиком),

бабочка (гусеницей),

ботинки (кожей),

рубашка (тканью),

рыба (икринкой),

шкаф (доской),

хлеб (мукой),

велосипед (железом),

свитер (шерстью) и т.д.?

 

6. «Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания). Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 

7. «Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

По дороге шёл жучок,                       Голосила наша Кира,

Песню пел в траве ...(сверчок).          Напугала всю … (квартиру).

Дни и ночи напролет                          Посмотрите на Иринку,

Роет крот подземный … (ход).          Ест Иринка …(мандаринку).

Береги нос в сильный … (мороз).    Денег много накоплю, попугайчика … (куплю).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

8. «Назови части предмета» (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Ребенку показывают картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д. I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...

«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»    Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...