Конспект занятия в старшей группе «Моя семья. Родословная».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кильпикова Дарья Михайловна

Конспект занятия в  старшей группе «Моя семья. Родословная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya._rodoslovnaya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в  старшей группе «Моя семья. Родословная».

Цель: расширение представлений детей об истории семьи.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- Знать понятия «родословная», «родословное древо»;
- Уметь составлять родословное древо;
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа.
Ознакомление с окружающим:
- «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
-  рассказы детей о членах их семей.
Беседы: «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий), «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.

Ход занятия:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).

Разгадывание кроссворда о семье.
- Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
- Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
-  Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
- Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
- Тебе дано, а другие пользуются (имя) .

Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. 
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). 
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? (Ответы детей).
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые родители и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники.

 Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?»
.
(Добрая, родная, заботливая, единственная, ласковая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия .
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Александр, то отчество ребенка Александрович.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Сергей – Сергеевна- Сергеевич;                                                                           Иван - Ивановна - Иванович;                                                                           Михаил- Михайловна- Михайлович;
Олег - Олеговна - Олегович;
 Александр - Александровна - Александрович;
Василий - Васильевна - Васильевич.
Семья бывает: дружная, весёлая, красивая, танцевальная, спортивная. Все семьи разные - бывают большие и маленькие, если в семье много детей - это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

Физкультминутка.
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Семья - это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что означает слово «РОД»? РОД - все родственники, имеющие одну и ту же фамилию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети:
 пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная? 
Родословная это история какого-либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ родословного древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Родословным древом».

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и листья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья - от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек - с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют родословным деревом (древом).
- Родословное дерево - это изображение истории рода в виде разветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о предках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых маленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объяснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
 Родословие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях. 
Воспитатель:
 - А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
- В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Ромина, Верина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы приклеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа - мама, слева - папа. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и дедушки.

- Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Понравилось ваше дерево жизни, почему?
- Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим деревом?
- Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по теме: "Дом, семья, родословная" для средней группы.

Готовый к работе  конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Моя семья и все, кто в ней живет". В работе использованы различные виды детской деятельности,напр...

Конспект занятия к совету педагогов. Тема: «Родословная — русская народная традиция»

Конспект  НОД по образовательной области "Познавательное развитие"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Семья.Родословная."

Занятие проведено в рамках проекта"Семья и родословная"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи" Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, зна...

План –конспект занятия на тему: «Дружная семья» в средней группе

Ход занятия:1 Приветствие.   Доброе утро! Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки. Предлагаем каждому поздороваться, будем передавать солнышко друг другу и говорить слово приветствие....