Программа по развитию восприятия и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Шиллер Анастасия Васильевна

Данная программа является развивающей, направлена на формирование восприятия и эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста. Развитие самосознания, уверенности, внимания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование работы28.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКН № 1,

города Сосновоборска

 

 

 

 

Планирование программы по развитию восприятия и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, 6 - 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Шиллер А.В. 

 

2018 – 2019 год

Пояснительная записка

Программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей 6 - 7 лет. Состоит из двух блоков, каждый из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Восприятие как особая познавательная деятельность становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Поэтому работа по специальной организации процесса восприятия у детей важна. Второй блок программы акцентирован не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, а на том, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.  

 

Цель         программы: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному развитию ребенка.

Задачи:

  • Развивать навыки социального поведения.
  • Способствовать         повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  • Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
  • Формировать позитивное отношение к сверстникам.
  • Помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне.
  • Повышать групповую сплоченность.

 

Структура, форма проведения программы:

Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 25-30 минут. Состоит из двух блоков.

        I Блок - 7 занятий

II Блок - 21 занятие

Первое занятие приветствие. Последнее занятие творческая мастерская. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы проведения: групповая.

 

Необходимое оборудование и условия проведения: занятия проводятся в форме мини-тренингов в помещении, где дети могли бы разместиться по кругу, сидя на стульчиках или на ковре.

Для работы по программе необходимы: магнитофон, кассеты с релаксационной музыкой, листы бумаги, карандаши, а также различные вспомогательные материалы, которые подробно описаны в сценариях занятий.

Первый блок программы «Моя первая ступень в телесный мир» — направлена на развитие у ребенка основных отношений «восприятие —движение»; знакомит детей с различными видами восприятия, поскольку в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

Второй блок программы «Здравствуй, я сам!» — вводит ребенка в мир. человеческих эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения.

             

 

 

 

 

 Тематическое планирование

Название занятия

Цель

Игры, упражнения

1

«Будем знакомы!» (вводное занятие)

  • приветствие друг c другом
  • снять эмоциональное напряжение
  •  настроить на совместную работу

«Здравствуй, друг!»

«Правила нашей группы»

«Волшебный клубочек»

«Любимое животное»

«Солнечный зайчик»

2

Занятие 1.

  • снять эмоциональное напряжение
  • познакомить с понятиями «внутренний контур»  и «внешний контур»

 «Приветствие»

 «Мои части тела»

 «Контуры»

 «Волшебная страна»

 «Нарисуй портрет»

 «Волшебное озеро»

3

Занятие 2.

  • совершенствование восприятия
  • тренировка слуховых ощущений
  • закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств

«Приветствие с колокольчиком»

«Путешествие в волшебную страну» «Дорисуй портрет»

«Мои части тела – уши»

«Слушаем звуки улицы»

«Угадай, что звенит?»

  «Кто кричит?»

4

Занятие 3.

  • совершенствовие восприятия
  • тренировка зрительных ощущений
  • закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств

«Приветствие с мячиком»

«Путешествие в волшебную страну»

«Мои части тела – глаза»

 «Рисуем глазки»

   «Опиши друга»

    «Чего не стало?»

5

Занятие 4.

- совершенствование восприятия

- тренировка обоняния

- закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств

«Приветствие с цветком»

«Путешествие в волшебную страну»

 Дорисуй портрет.

«Моя часть тела – нос»

«Чем пахнет?»

«Цветы»

6

Занятие 5.

  • создание положительного эмоционального фона
  • закрепление знаний об органах чувств, полученных на прошлых занятиях

«Приветствие» «Вспомним героев волшебной страны» «Нарисуй контур» «Рисуем свой

портрет»

 «Галерея портретов»

7

Занятие 6.

- совершенствование восприятия

- тренировка тактильных ощущений

- закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания

«Приветствие ладошками»

«Путешествие в волшебную страну»

«Качества предметов»

«Пощупаем части тела»

«Погладь соседа»

«Чудесный мешочек

«Волшебная дорожка»

8

Занятие 7.

(Радость 1)

   - расширение

 представление детей о    

   радости

- развитие творческого мышления

  - укрепление доверия в группе

 Приветствие.

 «Путешествие в

 волшебную страну»

 «Дорожка радости»

 «Для чего нужен предмет?»

«Закончи предложение»

 «Рисуем куклу

 радостного человека»

9

Занятие 8.

(Радость 2)

 - расширение

представления детей о радости

- развитие творческого мышления, памяти, координации движений

 - развитие произвольного улавливания ощущения тепла

 Приветствие.

 «Что для чего?»

 «Обведи контур фигуры»

 «Пожелания»

 «Поселим радость»

  «Стена эмоций»

10

Занятие 9.

(Радость 3)

  • тренировка радостных эмоций
  • развитие творческого мышления, памяти, координации движений
  • снятие мышечных зажимов
  • наблюдения за ощущениями в теле

 «Приветствие в танце»

 «Что для чего?»

 «Найди место радости»

 «На какой предмет похожа радость?»  

 «Поселим радость»

  «Стена эмоций»

11

Занятие 10. (Радость 4)

- расширение представления детей о

 радости

- продолжения наблюдений за ощущениями в теле

 - формирование положительного эмоционального настроя.

 «Приветствие в танце»

 «Найди радостную картинку»

 «Украшаем дом радости»

«Нарисуй радостного человечка»

 «Заселим город радостными жителями»

 «Какой он, радостный человек?»

12

Занятие 11

(Страх 1)

  • расширение представлений детей

о страхе

-  развитие произвольности, укрепление доверия в группе

  • создание благоприятных условий для проявления чувств

 «Приветствие»

 «Выбери дорожку»

 «Движения страха»

 «Изобрази страх»        

 «Закончи предложение»    

 «Рисуем лицо страха»

 «Чудесная кровать»

13

Занятие 12

(Страх 2)

- расширение представлений детей о страхе

- развитие творческого мышления, памяти, координации движений

- снятие мышечных зажимов

 Приветствие.

 «Дорожный танец»

 «Вспомни соседей»

 «Что в домике лежит»

 «Изобрази страх»

 «Потерялся!»

 «Маска страха»

14

Занятие 13 (Страх 3)

- расширение представлений детей о страхе

- развитие творческого мышления, памяти, координации движений

- снятие мышечных зажимов

- развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок)

«Приветствие».

«Дорожный танец»

«Кто может быть страшным?»

«Изобрази страшного .»

  «Рисуем страх»

  «Чудесная кровать»

15

Занятие 14 (Страх 4)

- расширение представлений детей о страхе

- продолжение наблюдения за ощущениями в теле

- формирование положительного эмоционального настроя

 «Приветствие»

 «Дорожный танец»

 «Что в домике лежит?»

 «Домик страха»

  «Лицо страха»

 «Страх исчезни!»

16

Занятие 15 (Злость 1)

- расширение представлений детей о злости

- развитие произвольности

- создание  благоприятных условий для проявления чувств

«Приветствие»

«Дорожный танец»

«Запомни соседей»

«Когда я злюсь, я …»

«Рисуем куклу, которая злится»

«Мешочек злости»

 «Прогоним злость»

17

Занятие 16

(Злость 2)

 - расширение представлений детей о злости

- развитие произвольного улавливания напряжения

 - снятие мышечных зажимов

 «Приветствие – эхо»    

 «Вспомни соседей»

 «Изобрази злость»

 «Пружина»

 «Фонтан, который умел плавать» - чтение сказки

 «Раскрась место злости»

 «Мешочек злости»

18

Занятие 17

(Злость 3)

  • развитие произвольного улавливания напряжения, ощущения «сжатой пружины»

-  развитие творческого мышления, памяти, координации движений

- снятие мышечных зажимов.

 «Приветствие»

 «Вспомни соседей»

 «Сердитый дог Бульдог» - чтение сказки.

 «Изобрази злость»

 «Раскрась место злости и прогони ее»

 «Мешочек злости»

19

Занятие 18

(Злость 4)

-  расширение представлений детей о злости

 - продолжение наблюдения за ощущениями в теле

- формирование положительного эмоционального настроя

 «Приветствие».

 «Домик злости»

 «Рисуем злых человечков»

 «Сравни человечков»    

 «Превращения»

 «Подушка и мешок для битья»

20

Занятие 19 (Спокойствие 1)

  • расширять представления детей о спокойствии

 - развитие саморегуляции

- обучение детей умению произвольно напрягать

и расслаблять отдельные группы мышц.

 «Приветствие»  

 «Отдых на полянке»

 «Дорожный танец»

 «Закончи предложение»

 «Рисуем куклу спокойствия»

 «Гамак»

 

21

Занятие         20 (Спокойствие 2)

- расширять представления детей о спокойствии

- развитие творческого мышления, памяти, координации движений

 - обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

 «Приветствие»

 «Дорожный танец»  

 «Вспомни соседа»

 «Что в домике лежит?»

 «Засели спокойствие»  

 «Стена эмоций»

22

Занятие 21 (Спокойствие 3)

  • развитие творческого мышления, памяти, координации движений
  • снятие мышечных зажимов
  • обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц
  • развитие саморегуляции

 «Приветствие»

 «Дорожный танец»

 «Вспомни соседа»

 «Рисуем картину спокойствия»

 «На что похоже?»

23

Занятие 22 (Спокойствие 4)

- расширять представления детей о спокойствии

- формирование положительного эмоционального настроя

 - развитие саморегуляции

 «Приветствие»

 «Дорожный танец»

 «Домик спокойствия»

 «Рисуем спокойного человечка»

 «Чем отличаются человечки?»

«Гамак»

24

Занятие 23 (Робость)

  • повышение у детей

уверенности в себе

  • продолжать сплочение группы  
  • знакомство с чувством робости.

 «Приветствие – поем имя»

 «История про Костю»

 «Я - лев»

 «Я очень хороший!»

 «Мы все – хорошие»

25

Занятие 24

(Удивление)

  • знакомство с чувством удивления
  • закрепление мимических навыков

 «Приветствие»

 «Угадай эмоцию»  

 «Изобрази эмоцию»

 «Живая шляпа»

 «Рисуем удивленного человечка»

 «Оживляем круги»

26

Занятие 25

(Самодовольство)

- знакомство с чувством самодовольства

 «Приветствие»

 «Изобрази эмоцию»

 «Хвастунишки»

 «Мышка - хвостунья» - чтение сказки

 Разыгрывание сказки

27

Занятие 26

(Стыд, вина)

- знакомство с чувством вины

 «Приветствие»

 «Угадай эмоцию»

 Рассказ «Косточка»

 «Разыгрывание истории»

 «Подарки»

28

Занятие 27

(Отвращение)

- знакомство с чувством отвращения

 «Приветствие»

 «Угадай эмоцию»

 Чтение истории  

 «Солнечный зайчик»

 «Изобрази эмоцию»

 «Разыгрывание ситуации»

29

Занятие 28 (Творческая мастерская)

- закрепление знаний об эмоциях

 «Приветствие»

 «Создаем портреты разных эмоций»

 Совместный коллаж

 «Взлохмаченные

 человечки»

 

 

Литература:

1. Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.

2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах – М.: Генезис, 2001

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста  психологических , коммуникативных игр....

Консультация для педагогов и родителей "Литотерапия-как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"

Литотерапия-это одно из малоизученных направлений арт-технологии, и в моей консультации есть небольшая информация для педагогов,а также родителей....

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

     Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...

Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»...

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...

Проект "Литотерапия как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"

Проект для воспитанников подготовительной к школе группе с конспектом бесед, консультаций для родителей, текстом тематических худодественных произведений, описанием игр, используемых на каждом эт...