Родительское собрание-практикум «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
консультация (младшая группа) на тему
Цель родительского собрания:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Повестка:
- «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
-Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»
-Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание-практикум
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Составила :Сивак С.Н.
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №52
Красносельского района
Санкт-Петербург
Цель родительского собрания:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Повестка:
- «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
-Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»
-Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
Ход собрания
1. «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
Родителям было предложено отгадать загадку:
Весёлые братцы,
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев,
Решили подраться,
Но в комок свалились -
В одну семью сплотились.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребёнка к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребёнка.
Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Способы развития мелкой моторики
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной ёмкости в другую, сортировка по цвету, форме, наполнение пластиковой бутылки с узким горлышком и т.д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребёнка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания: они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребёнок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки в нём, ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.
5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребёнок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
- сматывание цветных ниток в клубочки
- игры-инсценировки с пальчиковым театром
- работа с раскрасками карандашами.
- Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться.
- обведение вкладышей.
- штриховка под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
- плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
- изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребёнка.
- застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
- сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Чаще предлагать детям такие занятия!
И напоследок, хочется заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребёнку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребёнка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - практикум "Взаимодествие взрослого с ребёнком (детьми)"
Для ДОУ. Практикум для родителей по расширению представлений об эффективных способах взаимодействия с детьми. Предусмотрено активное вовлечение родителей в обсуждение заявленной темы. Прак...
Круглый стол родительского собрания на тему: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой...
Родительское собрание: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Данное мероприятие способствует повышению родительской компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста...
Родительское собрание по теме «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....
Тематическое родительское собрание "Развитие у ребёнка мелкой моторики рук"
подготовлен материал для родителей младших дошкольников...
Родительское собрание «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Цель родительского собрания:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;3. Научить родителей играм и упражнени...
Конспект родительского собрания «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Конспект родительского собрания «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»...