Родительское собрание: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Фрумина Светлана Владимировна

Данное мероприятие способствует повышению родительской компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_._razvitie_melkoy_motoriki_ruk_ml._gruppa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Вторая младшая группа

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики.

Задачи:

-  показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

 - познакомить и обучить родителей эффективным методам использования

игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

Подготовительная работа:

1.    Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

2.    Изготовление приглашений на собрание для родителей.

3.   Организация выставки развивающих игр.

Оборудование:

- мяч;

- шарики Су-джок,

- карандаши.

Участники:  воспитатели; родители, педагог-психолог.

Форма проведения: собрание – практикум.

- Уважаемые родители, в последнее время стало очень модно развивать малыша с пелёнок. Но педагоги – психологи считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 - Уважаемые родители, кто из вас занимается с детьми развитием кисти рук (или мелкой моторикой). 

 - Как вы это делаете?

- Для чего вы это делаете?

     Игры с пальчиками - это весёлое, увлекательное и полезное занятие.  Они развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, память, внимание, фантазию, способны улучшить произношение многих звуков.

     Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

     Игра «Комплимент». Взрослые бросают мяч друг другу и говорят комплимент.

     На примере игры мы увидели, как связаны процессы: вы ловили мяч — работали пальцы, это сопровождалось речью - комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо было оформить фразу - задействовалось мышление.

     Ученые отмечают: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

     Есть хорошая поговорка: «Если пальцы разминать, каждый день тренировать, речь становится понятной, чёткой, правильной и внятной».

     А как это делать, давайте поучимся.

- Пальчиковые игры

«Сорока-белобока…» - малыши указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Этот пальчик хочет спать…» и др.  - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик.

«Этот пальчик – дедушка…»

     Этот пальчик - дедушка, 
     Этот пальчик - бабушка, 
     Этот пальчик - папочка, 
     Этот пальчик - мамочка, 
     Этот пальчик - я. 
     Вот и вся моя семья.  

     Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Пальчики здороваются»

Покажите, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорите: «Здравствуй пальчик!». Большой пальчик поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: «Здравствуй пальчик!»; и так до мизинчика. Когда все пальчики поздороваются, покажите как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить «в замочек». Обведите карандашом ладонь ребенка и покажите, что на листе бумаги получились его пальчики: «Вот указательный, вот мизинчик и т.д.» Предложите малышу поздороваться с нарисованными пальчиками. Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого.

И усложняем игру (Поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).

     Утром встали пальчики – маленькие мальчики,

     Друг другу обрадовались,

     Здороваться начали.

     Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.

     В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит, потом попытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, будет долго тренироваться и затем, сложит пальчики «как положено».

     - Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Су-Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

     Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком (раздать шарики всем участникам).

Массаж Су – Джок шарами

     Родители выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом

В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

     Родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Сожмите пальцы левой руки в кулак

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой (нанизываем кольцо).

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания

Игра «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй». Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

     Ладошки и пальчики необходимо массажировать до покраснения и появлении ощущения тепла.

     Одним из достоинств использования в работе элементов Су – Джок терапии являются абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

- Игры с карандашом

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. 

- «Чудесный мешочек» (Вынимание предметов на ощупь из мешочка)

Спрячьте в мешочек игрушки (можно положить предметы посуды, геометрические фигуры, фрукты, овощи и попросите малыша на ощупь, не вытаскивая предметы из мешочка узнать, что они держат в руке.

Играя с родителями, прячу в мешочек шишки (сосновую, еловую), желуди, каштаны, «грибы».    

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость?

Игры с крупами

     Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

- «Спрятанный предмет»

Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в песок (можно в горох или фасоль), ребенок с радостью будет их искать.

- «Рисуют все!»

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко, облака, буквы и т.д.).

Игры с пуговицами

- Можно сортировать пуговицы по размеру, цвету.

- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, кубики, бусы и т.д.

- «Спрячь платочек»    

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

- Игры с прищепками 

«Прикрепи прищепки»

На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.

Прикреплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.   (Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать).

- Катание шариков 

Ребенок катает маленькие шарики по столу или по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали. Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

- Упражнения с бумагой 

     Давайте ребенку мять и рвать бумагу. Это поможет ему тренировать силу рук, учиться захватывать, тянуть, разрывать. Из полученных кусочков можно делать аппликации, скатывать бумажные шарики, рвать бумагу на полоски, квадраты. 

     Складывайте оригами.

     Разворачивайте и заворачивайте предмет в бумагу. Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

Игры и упражнения, которые можно применять дома:

- Рисование;

-Завязывание и развязывание узелков на шнурке или бельевой веревке (узелки должны быть не очень тугие);

- Нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку, веревку;

- Выкладывание из счетных палочек различных фигур;

- Лепка из пластилина;

- Застегивание и расстегивание одежды;

- Игры-шнуровки;

- Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям;

- Выкладывание из геометрических фигур животных, предметов и др.;

- Игры с конструктором, мозаикой;

- Выкладывание крупных пазлов;

- Сматывание ниток в клубок;

- Театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, театр теней)

     Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Родительское собрание-практикум в старшей группе....

Родительское собрание "Развитие у ребенка мелкой моторики рук"

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребен...

Родительское собрание:«Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Тема: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Вторая младшая группа.Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, научить  родителей играм и упражнениям по развити...

Сообщение на родительском собрании «Развитие общей и мелкой моторики детей».

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ребёнок к году говорит лишь два – три слада. Другие спокойны, несмотря ...

Тематическое родительское собрание "Развитие у ребёнка мелкой моторики рук"

подготовлен материал для родителей младших дошкольников...

Родительское собрание «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Цель родительского собрания:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;3. Научить родителей играм и упражнени...

Конспект родительского собрания «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Конспект  родительского собрания «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»...