Статья "Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений"
статья на тему

Зуева Светлана Борисовна

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Процесс организации методической работы цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития. В каждом цикле методической работы можно выделить несколько стадий: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция (В.Г. Афанасьев, Г.Х. Попов, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян).

Рассмотрим содержание методической работы по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zueva.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Зуева Светлана Борисовна,

старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 4

Василеостровского района Санкт – Петербурга

Статья «Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений»

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Процесс организации методической работы цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития. В каждом цикле методической работы можно выделить несколько стадий: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция (В.Г. Афанасьев, Г.Х. Попов, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян).

Рассмотрим содержание методической работы по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений.

Первый этап методической работы по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений – педагогический анализ.

Педагогический анализ – объективная оценка педагогическому процессу, выявление причин, определяющих уровень воспитательно – образовательной работы.  На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

Педагогический анализ состояния работы по формированию у дошкольников временных представлений включает в себя следующие задачи:

  1. Выявление уровня, на котором находится работа в ДОУ по формированию элементарных математических представлений, а именно:
  1. Обследование уровня сформированности у детей временных представлений.
  2. Оценка профессионального мастерства воспитателей /компетентность педагогов в вопросе развития у детей временных представлений/.
  3. Анализ предметно – развивающей среды (с точки зрения изучаемой проблемы - развитие у детей временных представлений).
  4. Работа с родителями. Анкетирование /компетентность родителей в вопросе развития у детей временных представлений/.

Далее на основе проведенного анализа состояния работы по формированию у дошкольников временных представлений возможно

определение направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников в ДОУ.

Обследование уровня сформированности у детей временных представлений.

В обследовании принимало участие 20 детей –обучающихся старшей группы /5-6 лет/ ГБДОУ № 4 Василеостровского района Санкт – Петербурга.  

Время проведения обследования: сентябрь, 2017 г.

Цель:

  1. Выявить представления детей о различных временных отрезках (сутки, неделя, месяц, год).
  2. Определить уровень знаний о временных эталонах (минута, час) и развития чувства времени.
  3. Выявить умение дошкольников ориентироваться в длительности временных интервалов.

Методы:

  • Беседа, направленная на выявление временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Методика «Диагностические задания».
  • Методика «Установление последовательности событий».

Анализ результатов проведенного обследования показал, что временные представления у некоторых детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы и качественно отличаются от временных представлений их сверстников:

- дошкольники недостаточно владеют временной терминологией, неверно понимают и употребляют термины «сегодня», «завтра», «вчера» и др.;

- представления детей о частях суток часто ошибочны;

- не знают, либо путают последовательность дней недели, не понимают календарное понятие недели;

- детьми не усвоена последовательность времен года, месяцев года;

Часто знания детей о временах года формальны (заучивается их последовательность, а также изменения в природе и погоде, характерные для определенного времени года);

- дошкольники испытывают трудности при установлении последовательности событий по серии сюжетных картин, не могут объяснить ход своих мыслей. Дети затруднялись в составлении рассказа по выстроенному сюжету; словарный запас ограничен, речь однообразна, шаблонна.

Оценка профессионального мастерства воспитателей

Выявление компетентности педагогов ДОУ в вопросе развития у детей временных представлений показало /анализ непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП, анализ предметно – развивающей среды в группе, оценка профессионального мастерства воспитателя в процессе деловой игры/,  что педагоги, в частности молодые специалисты, недостаточно владеют технологиями развития у детей элементарных математических представлений.  У воспитателей нет глубокого понимания механизмов процесса восприятия, восприятия времени, а вместе с тем ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности. Ребенок живет во времени, его организм определенным образом реагирует на течение времени, но сам ребенок долго не воспринимает время. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия – любые действия происходят во времени, а не со временем.

Таким образом, исходя из результатов исследований, возникла необходимость в определении направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников.

Определение направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников (старший дошкольный возраст)

  1. Разработка тематического планирования совместной образовательной деятельности, направленной на формирование временных представлений, включающего в себя следующие темы:
  • Части суток
  • Осень. Осенние месяцы
  • Дни недели
  • Зима. Зимние месяцы
  • Календарь. Прошлое, настоящее, будущее
  • Семья. Возраст. Роли в семье
  • Весна. Весенние месяцы
  • Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час
  • Лето. Летние месяцы
  1. Повышение компетентности педагогов ГБДОУ в вопросе развития у детей временных представлений:

- консультации /«Теоретические основы процесса восприятия. Восприятие времени», «Сенсорное развитие дошкольника. Ориентировка во времени», «Технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников»/

- семинар /«Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»/

- ярмарка педагогических проектов и идей /материалы экспозиции: авторские дидактические игры и пособия/

- мастер – классы

  1. Работа с родителями
  • Беседы / «Наблюдаем на прогулке», «Как запомнить дни недели»/
  • Консультации / «Режим дня ребенка», «Знакомим ребенка с календарем», «Учим детей определять время по часам»/
  • Семинары – практикумы / «Знакомим детей с пословицами и поговорками о временах года», «Рассматриваем с ребенком репродукцию картины»/
  • Родительские собрания
  • Библиотеки – передвижки
  • Анкетирование
  • Открытые просмотры непосредственно – образовательной деятельности
  • Оформление информационного стенда «Знакомим детей со временем», буклетов, памяток
  • Защита семейных проектов / «Наш семейный календарь», «Мое генеалогическое древо»/, участие родителей в творческих конкурсах / «Рассказ о нашей семье», «Праздник нашей семьи»/.
  1. Методическое обеспечение
  • Тематические картинки (группировка и классификация по признаку времени), подборка фотографий
  • Тематические картинки с изображениями природных явлений, действий детей и взрослых в различное время суток
  • Картотека художественных произведений, стихов, загадок на тему: «Временные понятия»
  • Картотека пословиц и поговорок о временах года
  • Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Мой день»

«Кто, в какое время суток работает?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Какой день недели спрятался?» и др.

  • Картотека подвижных игр: «Что мы делали?», «День - ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Чья неделька быстрее соберется», «Год постройся», «Вчера, сегодня, завтра» и др.
  • Картотека пальчиковых игр: «Осенние листья», «Дни недели», «Осень», «Зима» и др.
  • Коллекция репродукций картин / «Утро в сосновом бору» (И. Шишкин), «Золотая осень» (И.И. Левитан), «Февральская лазурь» (И. Грабарь), «Весенний солнечный день», «Волшебница зима» (К.Ф. Юон) и др./.
  • Модели: «Суточный домик», «Наш день», «Времена года», «Модель недели», «Дни недели», «Круглый год».
  • Картотека динамических упражнений / «Листья», «В понедельник я купался», «А часы идут, идут», «Снежок» и  др./.
  • Коллекция музыкальных произведений / «Времена года» А. Вивальди, «Весенняя песня» Ф. Мендельсон, «Времена года», «Песня жаворонка» П.И. Чайковский, «Утро» Э. Григ и др.
  • Пособия: различные виды календарей /перекидной, отрывной, настенный, карманный/, календари погоды, разные виды часов / «Музей часов»/, модели часов.
  • Авторские дидактические игры: «Семь веселых гномов», «Времена года», «Когда приедет папа?», пособия: «Радужная неделя», «Наш календарь», «Круглый год».
  • Конспекты непосредственно образовательной деятельности: «Белоснежка и семь гномов», «Посылка для ребят», «Мы - путешественники» (дни недели), «Экскурсия в музей», «Часовая мастерская» (часы), «Новогодний подарок» (календарь).

Следует отметить, что представленные направления методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников показали свою эффективность, в полном объеме реализуются в ГБДОУ № 4 Василеостровского района, что позволяет достигать значительных положительных результатов (удалось преодолеть некоторые из имеющихся у детей старшего дошкольного возраста трудностей в восприятии времени:

дети стали лучше ориентироваться в градации времени, в периодах суток, их конкретной наполняемости, удалось в какой – то степени сформировать правильные представления о длительности событий, явлений), полученных старшим воспитателем в процессе контроля /контроль воспитательно –образовательного процесса в ДОУ – констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями. Контроль состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно – образовательной работы, информации, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, воспитателями/.

Таким образом, организация методической службы в ДОУ состоит из взаимосвязанных блоков – функций, а именно:

- педагогический анализ

- планирование

- организация

- контроль

- регулирование и коррекция

Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи с другими блоками позволяет четко и грамотно осуществлять методическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»

Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом дл...

Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО

Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...

Опыт работы по внедрению технологии Н. Коротковой " Река времени"

Технология Коротковой "Река времени" используется с детьми дошкольного возраста....