Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного типа городского округа Стрежевой
Из опыта работы на тему:
«Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений»
Автор:
Ян Л.С., воспитатель старшей группы «Колокольчик»
Формирование математических представлений у дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс. Основная его цель – всестороннее развитие детей, развитие у дошкольников мыслительных способностей.
Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, умение их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Развитие у детей временных представлений является одним из необходимыхзадач математического образования детей, ну и соответственно успешного обучения в школе. Временные представления позволяют детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, что в свою очередь, благоприятно сказывается на воспитании у него таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность.
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени у детейвнашей группы мы используем различные методы:
- наглядные (показ иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
- практические (игры, упражнения, опыты).
Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно. Поэтому наряду с традиционными методиками мы используем такие современные образовательные технологии, как моделирование.
Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают нашим детям не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость).
Детям мы предлагаем такие модели, которые отражают число элементов единицы времени (например: сутки (времена года) из четырёх, а неделя из семи). Длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени разная, например, дни недели равны по длительности, а части суток нет.
Каждый элемент в модели имеет определенное место, например: утро изображено после ночи, а в след за ним день и т. д. Предлагаемая нами модель отражает цикличность (периодичность, алгоритм).
При работе с сутками одновременно с условным словесным определением частей суток мы предлагаем детям и наглядное их изображение с помощью моделей. Такими являются модели, на которых каждую часть суток обозначаем картинкой, отражающей ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребёнка действия, например, утро - утренняя гимнастика, день - подвижная игра или занятие, вечер – спокойные игры или просмотр вечерней сказки, ночь – спящий ребёнок. Кроме использования картинок мы проводим анализ и наблюдение явлений, происходящих в окружающей среде: различное положение Солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появление и исчезновение Луны, звезд, а также наблюдаем, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых.
На начальном этапе мы использовали линейные модели, которые обучали действию замещения каждого элемента единицы времени. Например,
В настоящее время нами используется модель, которая состоит из четырёх частей, при её изображении обращаем внимание на то, что утро и вечер – более короткие по длительности временные промежутки, поэтому на модели розовый и серый секторы меньше, чем чёрный и белый.
Знакомя детей с моделью «Неделя», мы руководствуемся знакомым правилом.Когда воспитанникам предлагаем изобразить модель недели, в первую очередь обращаем их внимание на то, что число элементов в модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами (например, бусинками, лепестками цветка и т. д.).
Когда дети самостоятельно изображают модель недели, нацеливаем их на то, чтобы элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или бус с разными бусинками). На ней будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели чередуются.
При работе с любой круговой моделью времени, в том числе с моделью недели, указываем один из элементов модели, например: "Определилепестком, какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен синим?" Такую условность используем в начале работы с моделью, чтобы не повторять ее в вопросах. Например: "Покажи на схеме выходные дни", "Лепестком какого цвета обозначена среда?" При работе с круговыми моделями постоянно напоминаем детям, что на схеме все элементы расположены друг за другом по часовой стрелке.
Модель года и модель месяца представляем в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети следят, что время идет и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).
Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Такую модель с детьми мы будем использовать в подготовительной группе. Когда дети научатся пользоваться месячным календарём, им несложно будет разобраться с настенным или карманным календарём года.
Роль и значение моделей в формировании знаний о времени очень велика. Именно знаково-символические модели помогают детям шестого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра), и на их основе наглядно представить главные и существенные признаки времени. Важно отметить, что дети начинают понимать смысл задачи, поставленной педагогом, успешно овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности.
Таким образом, использование моделирования в развитии временных представлений дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
Мы убедились, что все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-28035-1477772596.jpg)
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/01/picture-798616-1614612758.jpg)
"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"
Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-738313-1551613929.jpg)
Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений.
Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-738313-1551613929.jpg)
Программа саморазвития «Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений».
Программа саморазвития ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/30/picture-1325587-1622391490.jpg)
Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"
Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"...
" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"
В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....