Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Ян Любовь Сергеевна

Опыт работы на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yan_l.s._opyt_raboty.docx182.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного типа городского округа Стрежевой

Из опыта работы на тему:

«Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений»

Автор:

Ян Л.С., воспитатель старшей группы «Колокольчик»

Формирование математических представлений у дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс. Основная его цель – всестороннее  развитие детей, развитие у дошкольников мыслительных способностей.

Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, умение их «конструировать» предметами, знаками, символами.

Развитие у детей временных представлений является одним из необходимыхзадач математического образования детей, ну и соответственно успешного обучения в школе. Временные представления позволяют детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, что в свою очередь, благоприятно сказывается на воспитании у него таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность.

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени у детейвнашей группы мы используем различные методы:

  • наглядные (показ иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
  • практические (игры, упражнения, опыты).

Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно. Поэтому  наряду с традиционными методиками мы используем такие современные образовательные технологии, как  моделирование.

Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают нашим детям не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость).

Детям мы предлагаем такие модели, которые отражают  число элементов единицы времени (например: сутки (времена года) из четырёх, а неделя из семи). Длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени разная, например, дни недели равны по длительности, а части суток нет.

Каждый элемент в модели имеет определенное место,  например: утро изображено после ночи, а в след за ним день и т. д. Предлагаемая нами модель отражает цикличность (периодичность, алгоритм).

При работе с сутками одновременно с условным словесным определением частей суток мы предлагаем детям и наглядное их изображение с помощью моделей. Такими являются модели, на которых каждую часть суток обозначаем картинкой, отражающей ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребёнка действия, например, утро - утренняя гимнастика, день - подвижная игра или занятие, вечер – спокойные игры или просмотр вечерней сказки, ночь – спящий ребёнок.  Кроме использования картинок мы проводим анализ и наблюдение явлений, происходящих в окружающей среде: различное положение Солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появление и исчезновение Луны, звезд, а также наблюдаем, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых.

На начальном этапе мы использовали линейные модели, которые  обучали действию замещения каждого элемента единицы времени. Например,

В настоящее время нами используется модель, которая состоит из четырёх частей, при её изображении обращаем внимание на то, что утро и вечер – более короткие по длительности временные промежутки, поэтому на модели розовый и серый секторы меньше, чем чёрный и белый.

Знакомя детей с моделью «Неделя», мы руководствуемся знакомым правилом.Когда воспитанникам предлагаем изобразить модель недели, в первую очередь обращаем их внимание на то, что число элементов в модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами (например, бусинками, лепестками цветка и т. д.).

Когда дети самостоятельно изображают модель недели, нацеливаем их на то, чтобы элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или бус с разными бусинками). На ней будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели чередуются.I:\Документы Юля\Юля\моделирование\фото для конференции\005.JPG

При работе с любой круговой моделью времени, в том числе с моделью недели, указываем один из элементов модели, например: "Определилепестком, какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен синим?" Такую условность используем в начале работы с моделью, чтобы не повторять ее в вопросах. Например: "Покажи на схеме выходные дни", "Лепестком какого цвета обозначена среда?" При работе с круговыми моделями постоянно напоминаем детям, что на схеме все элементы расположены друг за другом по часовой стрелке.

Модель года и модель месяца представляем в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети следят, что время идет и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Такую модель с детьми мы будем использовать в подготовительной группе. Когда дети научатся пользоваться месячным календарём, им несложно будет разобраться с настенным или карманным календарём года.

Роль и значение моделей в формировании знаний о времени очень велика. Именно знаково-символические модели помогают детям шестого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра), и на их основе наглядно представить главные и существенные признаки времени. Важно отметить, что дети начинают понимать смысл задачи, поставленной педагогом, успешно овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности.

        Таким образом, использование моделирования в развитии  временных представлений дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

        Мы убедились, что все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».

Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...

"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени          В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...

Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений.

Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений....

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"...

" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"

В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....