" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"
статья по коррекционной педагогике

В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования при  формировании у дошкольников с ТНР умения  употреблять предлоги.

         Очень часто дошкольники, особенно с тяжёлыми нарушениям речи, испытывают трудности в употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его правильного использования  ребёнок не может построить предложение, согласовать в нём слова и следовательно речь  его становится аграмматичной. В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с этим такое направление  в речевом развитии  как обучение умению употреблять предлоги становиться очень важным в работе с  воспитанниками, имеющими нарушения речи.  При этом для лучшего понимания и запоминания необходимо познакомить детей с моделью (схемой) предлогов.  

        Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро формируются необходимые умения. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, который дошкольники с лёгкостью используют в своёй игровой деятельности.

        Как же организовать  работу по обучению дошкольников умению употреблять предлоги на основе использования метода моделирования? Прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать предлоги, понимать предлоги как отношения между предметами, проговаривать их, а затем уже переходить к развитию умения использовать их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее дифференциация этих  двух предлогов.

           Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него должны быть сформированы  начальные пространственные представления. Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не различает понятия  «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.

          Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых, затем постепенно переходят к сложным предлогам.

           Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изображении.  Это нужно делать посредством игр  в окружающем их пространстве.

         С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги на плоскостном изображении.  В этом возрасте  детям вместо термина «предлог» даётся понятие «маленькое слово». В старшем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги: на, в, за, под, над, к , от, по, около, перед.

            В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с термином «предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из, из-за, из-под, между.

        Объяснять значения предлогов  детям с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в игровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закрепят полученные знания.

        Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображении необходимо по этапам:

   1. Составление предложений с  опорой на предметные картинки, схему предлога(модель) и символов слова – действия.

   2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога( модель) и схему слова – действия.

   3. Составление предложений с  опорой на предметные картинки и схему  предлога( модель).

   4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.

   5. Составление предложений с указанным предлогом.

         Если дети усваивают материал,  указанные этапы можно объединить или пропустить.    

         Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, закрепилась  в речи, необходимо достаточное количество повторений, т.е.  играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых один предлог будет многократно повторяться. 

            Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

                     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и  систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....

«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»

Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме  «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».«Использовани...

«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги....

«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги....