«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»
методическая разработка по логопедии

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы  по формированию у  дошкольников с  ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования). 

         Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых страдают практически все компоненты речи. Очень часто  воспитанники этой группы  испытывают  значительные трудности в употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его правильного использования  ребёнок не может построить предложение, согласовать в нём слова, высказать свои мысли и следовательно речь  его становится аграмматичной. В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с этим такое направление  в речевом развитии  как обучение умению употреблять предлоги становиться очень важным в работе с   детьми. Учитывая особенности данной категории детей и их потребность  в доступных и понятных методах коррекционно - логопедической работы на помощь при изучении и закреплении предлогов может придти метод моделирования.  

        Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро формируются необходимые умения. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, который дошкольники с лёгкостью используют в своёй игровой деятельности.

        Как же организовать  работу по обучению дошкольников умению употреблять предлоги на основе использования метода моделирования? Прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать предлоги, понимать предлоги как отношения между предметами, проговаривать их, а затем уже переходить к развитию умения использовать их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее дифференциация этих  двух предлогов.

           Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него должны быть сформированы  начальные пространственные представления. Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не различает понятия  «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.

          Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых, затем постепенно переходят к сложным предлогам.

           Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изображении.  Это нужно делать посредством игр  в окружающем их пространстве.

         С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги на плоскостном изображении.  В этом возрасте  детям вместо термина «предлог» даётся понятие «маленькое слово». В старшем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги: на, в, за, под, над, к , от, по, около, перед.

            В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с термином «предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из, из-за, из-под, между.

        Объяснять значения предлогов  детям  необходимо с наглядной опорой (схемы предлогов,  символы слов-действий, схема слова действия, предметные картинки, сюжетные картинки) и, конечно же в игровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закрепят полученные знания.

        Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображении необходимо по этапам:

   

1. Составление предложений с  опорой на предметные картинки, схему предлога(модель) и символов слова – действия ( приложение 1).

                                                                                                                                                     

        dragonfly_007.png

сидит

 

на

 

157646ca8e034167e94e3240c3016ab5.png

 

около

 

           

 

СТОИТ

 

стулом

              под

   

       

        ЛЕЖИТ

       Мила

         

               в 

   

        корзину     

       ЛЕЖИТ

   яблоко яблоко

   2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога( модель) и схему слова – действия.

   3. Составление предложений с  опорой на предметные картинки и схему  предлога (модель).

   4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.

                                                                                                                                                     

   5. Составление предложений с указанным предлогом. На данном этапе детям предлагается самостоятельно составить предложение с названным логопедом предлогом.

         Если дети усваивают материал,  указанные этапы можно объединить или пропустить.    

         Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, закрепилась  в речи, необходимо достаточное количество повторений, т.е.  играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых один предлог будет многократно повторяться. 

            Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

                     

.

                                                                                                                                 Приложение 1

                                                      Схемы предлогов

Символы  слов-действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи.

В данном материале содержатся рекомендации родителям дошкольников с ОНР по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи....

Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи

Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Име...

" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"

В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....

«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги....

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста методом моделирования

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по теме формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает понят...