РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Солдатова Ирина Николаевна
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_predmetno-pronstranstvennaya_sreda_-.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно - пространственная среда

в подготовительной группе № 10

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В нашем дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребёнка.

Моя задача состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду в группе, таким образом, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Ведь от того, как устроена предметно-пространственная организация  жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены, всё, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. 

Я стараюсь создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребёнка.

Организация предметно-развивающей среды в моей группе отвечает требованиям ФГОС ДО, направленные на создание образовательной среды которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Именно соблюдение этих требований дает возможность эффективно развивать индивидуальность и творческие способности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, определена зона для организации творческих выставок воспитанников и их родителей. Размещен уголок безопасности, в котором находятся консультации по правилам дорожного движения, пожарной и личной безопасности. Здесь же находится информация о тематических неделях в детском саду и рекомендации родителям в рамках тематической недели. Имеется папка с консультациями, в которой каждый родитель сможет найти ответ на интересующие его вопросы.

Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость – в группе есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; в группе имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.

Доступность – обеспечивает доступ для воспитанников ко всем помещениям группы, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я стараюсь, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.

С учетом всех этих принципов я поделила все групповое пространство группы на зоны: учебную, игровую и зону отдыха.

Зона отдыха и релаксации – в этой зоне ребенок может отдохнуть, почитать любимую книжку.

В интерьере группы, в которой я работаю, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. Оборудование группового пространства  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающую предметно – пространственную среду я старалась организовать с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении развивающей предметно – пространственной среды учитывала следующие принципы:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии

2) принцип активности, самостоятельности, творчества

3) принцип стабильности, динамичности

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования

5) принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

7) принцип открытости – закрытости

Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе мной выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют чёткого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребёнка можно легко и быстро преобразовать в другой. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, чтобы каждый ребёнок имел свободный доступ к ним.

Создавая  Центр «Творческая мастерская», я учитывала, чтобы с его помощью решались такие  задачи, как: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

В этом центре я поместила различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности рисования того или иного предмета, последовательности работы по изготовлению разных поделок и т. п.

Всё это даёт детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же  предполагает овладение умением работать по образцу.

В центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для изобразительной деятельности: рисования, лепки и аппликации (цветная и белая бумага, цветной и белый картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти, клей, цветные карандаши, салфетки, ножницы, глина, пластилин, стеки, доски для лепки, фломастеры разной толщины, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся плёнка, печатки, штампы, магнитная доска для рисования), дидактические игры для развития творческих способностей; наборы раскрасок («Времена года», «Праздники», «Транспорт», «Военная техника», «Цветы», «Деревья», «Птицы», «Посуда», «Мебель», «Животные»); альбомы с элементами узора («Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Жостовский букет», «Дымковская роспись»,  «Чудесная гжель», «Филимоновские свистульки», «Каргопольская игрушка», «Мезенская роспись», «Узоры Северной Двины»); трафареты: («Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Листья»); образцы изделий декоративно - прикладного искусства. Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведённом шкафу. По желанию ребёнок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Находящийся в группе Центр «Мы играем» направлен на развитие игрового опыта каждого ребёнка, творческого воображения, фантазии; воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, культуру поведения;  желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения. Именно в игре происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций,  через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

В центре «Мы играем» находятся различные мозаики, в том числе магнитная мозаика, широкий выбор пазлов, игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых; картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Правила поведения в группе» и др., атрибуты для сюжетно-ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки, орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы-заместители. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. 

Игровой материал сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Аптека», «Ателье», «Библиотека» я поместила в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В этом уголке любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребёнка месте).

Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населён», по желанию играющих).  

Так же в игровом центре «Мы играем» размещён, набор трансформируемой мебели «Парта», доска комбинированная (мольберт — мел, маркер), размещены необходимые школьные принадлежности.

Уголок постоянно пополняется новыми играми. Все игры соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для детей.

 Организация мною «Центра безопасности»  - это решение задач, которые способствовали бы активному освоению детьми ключевых знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, о службах спасения. Я старалась максимально наполнить пособиями «Центр безопасности», чтобы обеспечить интерес детей к нему и результативность образовательной деятельности. 

«Центр безопасности»  оснащён необходимыми атрибутами для ролевых игр; игрушками, моделями транспортных средств, альбомами «Безопасность в доме», «Правила безопасного поведения ребенка», «Будь осторожен с огнем», «Безопасное поведение на природе», «Светофорчик приглашает», «ПДД для малышей», «Правила безопасного поведения на дороге», «Немного о пожарных», «Азбука пожарных», «Соблюдай правила пожарной безопасности», дидактическими играми «Уроки Светофора»,  «Узнай дорожные знаки», «Собери картинку» и т.п.; подборкой плакатов, картинок, иллюстраций, произведений художественной литературы, стихов и загадок данной тематики. Так же в «Центре безопасности» находится разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, на воде, на льду, в быту, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки, картотека по ОБЖ.

Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

При организации деятельности с детьми большую эффективность имеют сюжетно-ролевые игры, поэтому я включила в содержание нашего центра различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Такси» и ряд других (рули, жилеты, жезлы, шапочки с изображением различного транспорта и др.), а также создали напольное полотно, имитирующее проезжую часть с указанием пешеходного перехода и светофором.

С помощью родителей изготовлены макеты по ПДД, макет пожарной безопасности.

Я считаю, что наличие «Центра безопасности» в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения на дорогах, на воде, на льду, в быту, во время пожара.

Центр «Экологии» создан мною с целью развития познавательного интереса детей к природным объектам; формирования представлений о  способах по уходу за живыми объектами; воспитания бережного отношения к природе.

Данный Центр организован для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в котором дети могут наблюдать за комнатными  растениями (их ростом и развитием), знакомиться с различными способами и средствами ухода, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

Помимо комнатных растений, в центре находятся так же  растения, которые характерны для различного времени года (осенью - выставка ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов; зимой - посадка лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; весной – рассада овощных культур, цветов, ветки различных деревьев; летом - букеты из декоративных растений.

В Центре «Экологии» присутствуют  дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе; альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,  календари погоды и природы, гербарии; подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; рисунки о природе и поделки детей из природного материала; инвентарь для посадки семян и рассады; «огород на окне»; альбомы «Космос», «Деревья в картинках», «Подводный мир», «Фрукты», «Хлеб в картинках», «Животные наших лесов», «Детеныши домашних животных», «Детеныши диких животных», «Садовые цветы», «Овощи», «Береги живое», «Явления природы», «Экзотические животные», «Обитатели океана», «Животные Австралии», «Птицы наших лесов», «Полевые цветы», «Первоцветы», «Животные жарких стран», «Обитатели Арктики и Антарктиды», «Домашние птицы», «Насекомые», «Грибы съедобные и ядовитые», «Царство комнатных растений» и т.д.; серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.    Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. На листе наблюдений за погодой используем сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года, помещаем картину с изображением времени года.

Оформлены совместно с родителями такие  макеты, как «Пустыня», «Северный полюс», «Горнолыжный спорт», «Доисторическая жизнь», «Водопад», «Вулкан», «Муравейник». Все составляющие макета мобильны, дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

В Центре «Экологии» ребята знакомятся с окружающим миром: с разными явлениями природы, флорой и фауной нашей планеты, учатся наблюдать и ухаживать за растениями.

С помощью Центра «Хочу всё знать» (по опытно-экспериментальной деятельности) я решаю   задачи, которые направлены на развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Центр представлен серией картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; картотеками экспериментов; коллекциями (марок, открыток и т.д.),  материалами, которые распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», «Пластмасса»; природным материалом: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; утилизированным материалом: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; техническим материалом: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разными видами бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.), ткани; красителями: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинскими материалами: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши; прочими материалами: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др., сито, воронки, формы для льда, приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, клеенчатые фартуки, салфетки, карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя», развивающие игры.

В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых мы вместе с детьми фиксируем выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Здесь же разместился мини - музей «Золотая хохлома», который содержит книги, альбомы, образцы, иллюстрации, хохломскую утварь, работы детей и родителей. Коллекция музея постепенно пополняется новыми экспонатами: атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Магазин»: посуда, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, сувениры, различные панно. Мои воспитанники охотно рассказывают о своих работах, знакомят посетителей музея с различной техникой и способами лепки из солёного теста. Свои поделки дети дарят малышам, родителям и гостям детского сада.

Создавая «Строительный» Центр (конструктивный) моя работа была направлена на  развитие пространственного мышления воспитанников, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу; на формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Хоть и сосредоточен центр на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет детям моей группы комфортно чувствовать себя в любом месте групповой комнаты. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка, а это: конструктор различного вида крупный и мелкий, конструктор «лего», «деревянный городок», модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома, мозаика; пазлы; строительный материал, нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой (переносной), бумагой; игрушки для обыгрывания построек, можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Хочу отметить, что воспитанники при реализации своих замыслов самостоятельно используют схемы и модели построек.

В наше время проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своём родном городе, стране, народных традициях. В связи с этим был создан «Нравственно - патриотический» Центр, задача, которого,   как можно раньше пробудить в детях любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, своей малой родине, стране, воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения, формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать уважение к труду, развивать интерес к русским традициям и промыслам, расширять представление о родном городе, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В «Нравственно - патриотическом» центре помещена  государственная символика родного города и России. В нём находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Сызрани, Самарской области. В уголок родного края входит:  художественная литература по краеведению, альбом  «Мой город», «Моя семья», «Мой дом», «Распорядок дня», «Я расту», «Наш детский сад», «Народы России»,  «Мой день рождения», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края», «Государственные праздники России», «Азбука маленького россиянина», «Моя Родина – Россия», «Сызрань – мой город родной», «Они прославляли Россию», фото, книги по городам России, карта России, глобус.

Разработала и оформила альбомы и дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг», лото «Путешествие по городу», «Достопримечательности России». Создала картотеки: писатели, поэты о родном крае, фольклор, игры, пословицы, поговорки о труде.

Наличие  Центра «ИКТ» помогает в моей работе формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.), привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, развивать творческие способности, умение детей самостоятельно приобретать новые знания.

В Центре «ИКТ» размещены: телевизор, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков познавательного характера («Голоса птиц», «Шум моря», «Журчание воды»…) и записей с музыкой и сказками. 

Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, и как эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

«Центр театрализованных игр и музыкальной деятельности» направлен на развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы.

В центре находятся: декорации, напольная ширма, маленькие ширмы для настольного театра, фланелеграф и картинки, набор масок сказочных животных, звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках; различные виды театра (теневой «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Колобок»; плоскостной «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Репка»; пальчиковый «Репка», «3 поросенка», «Колобок», «Теремок»; настольный «Заюшкина избушка», «Репка», «Золушка»; кукольный «Теремок», «Бычок – смоляной бочок», «Колобок»); костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, портреты великих композиторов, картотека музыкальных и театрализованных игр, магнитофон, музыкальные инструменты.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать, переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

«Центр театрализованных игр и музыкальной деятельности» помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей.

Центр «Математика – Царица наук» имеет важные развивающие функции и способствует развитию логического мышления, внимания, памяти, смекалки, конструктивных навыков, умений работать по схеме.

В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счётный наглядный и раздаточный материал, математическое лото, математические пазлы, числовые домики, логические блоки Дьенеша, схемы и демонстрационные материалы к ним, палочки Кюизенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним, уникуб Никитина, игры для сенсорного развития детей. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления, а так же дидактические игры: «Логическая цепочка», «Найти пропущенную цифру», «Что изменилось?», «Числовые домики», «Головоломка танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Удивительные геометрические фигуры», «Кармашки с секретом», «Цифры, буквы, слоги», «Учусь считать», «Лиса и журавль», «Прилетели снегири». «Заплатки», «Пентамимо», «Геометрические часики», «Шашки и нарды», и т.д., головоломки, лабиринты, модели плоскостного конструирования, и т.п.

Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки «Волшебный квадрат Воскобовича».  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.

В данном центре находится разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Мир книги» решает задачи по  освоению родного языка; воспитанию духовной культуры, развитию представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. 

Содержание центра «Мира книги» соответствует возрастным особенностям детей моей  группы, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программы. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и другие литературные формы по тематике недели, любимые книги детей (книги по интересам), сезонная литература, тематические альбомы; книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки. 

Главным принципом, при подборе книгоиздательской продукции, я ориентировалась на – минимум текста – максимум иллюстраций.

В книжном центре мы помещаем фотографии писателя, поэта, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения, а так же иллюстрации художников к  произведениям.

А рядом с центром «Мир книги»  находится картотека игр на развитие речи, мнемотаблицы, где каждый ребенок может взять игру, сесть за стол и по картинкам сочинить свою историю.

Дети с большим удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и пересказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются и пополняются.

В Центре «Грамотейка» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, картинки для артикуляционной гимнастики, сюжетные картинки с фабульным развитием действия,  схемы для заучивания стихотворений, схемы для пересказа произведений, настольно-печатные игры по развитию речи, мнемотаблицы, «Алгоритм для составления описательного рассказа», и т. д..

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Продолжая работу по укреплению здоровья: закаливание организма, совершенствование основных видов движений, формирование правильной осанки, воспитание гигиенических привычек, развитие интереса к разным видам спорта и двигательной активности детей, совместно с родителями воспитанников группы создан Спортивный Центр «Догони-ка». 

Данный центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование:  ребриста доска,  бубен, «массажный коврик»,  мячи (большие, средние, маленькие), гимнастические палки, скакалки, обручи, «дартс», «кольцеброс», кегли, набор масок к подвижным играм, настольные игры «Футбол», «Баскетбол», шашки, шахматы и т.д., так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками воспитателя и родителей: салютики, мешочки от плоскостопия, бусы для великана, ленточки, мешочки с песком.

Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, смелости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни: картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, дидактических игр, гимнастики после сна, физкультминуток, альбомы: «Виды спорта», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» «Гигиена», «Здоровое питание», «Закаливание», «Стихи, загадки о спорте», «Картотеки подвижных игр, упражнений и физкультминуток», «Пальчиковая гимнастика», «Спорт – здоровый образ жизни», «Картотека утренней гимнастики по всем возрастам», «Бодрящая гимнастика после сна», «Здоровье ребенка – советы по профилактики», «Советы и рекомендации по физической культуре для родителей», «Спорт и дети – консультации для педагогов», «Народные игры». 

Мною было разработано ряд дидактических  игр на закрепление знаний детьми своего организма, функций различных органов и группы мышц при выполнении каких – либо движений «Подбери мяч» (виды спорта), «Укажи, что действует» (группа мышц), «Не урони шарик» (игра на развитие дыхания).

Спортивный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В группе есть и «Центр уединения», который находится рядом с пышно растущим живым растением и большой ширмой. Если ребёнок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уютное «местечко» для уединения и релаксации. Используя переносные ширмы, ребёнок может сделать комнату для индивидуальной игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир, где может поведать свои тайны, переживания. Всё это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

В раздевальне для родителей мной оформлены информационные центры, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, меню, расписание занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию: «Советы для родителей» (логопеда, медицинского персонала, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога); стенды «Мы сегодня изучаем», рекомендации «Поиграй со мной, мама», консультации по воспитанию,  образованию и развитию  детей, различные памятки по «ПДД», «ППБ», «ОБЖ», «ЗОЖ»). Имеется центр именинника, детского творчества, оформляю различные выставки детского творчества, фотоплакаты и стенгазеты.

Вывод: я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда моей группы обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, взрослых;

- содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, доступна и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает их эмоциональное благополучие;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- способствует моему профессиональному развитию;

- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справка  о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А.  в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе....

Презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

В презентции представлен проект создания развивающей предметно-прорстранственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в подготовительно...

Развивающая предметно - пространственная среда в подготовительной группе

На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям....

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

фотоотчёт о развивающей предметно-пространственной среде (уголки) в подготовительной группе "Непоседы"...

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в рамках ФГОС

Развивающая предметно-пространственной среда- является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это в...