Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа) на тему

Высочина Екатерина Владимировна

Аналитическая справка  о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А.  в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_na_nachalo_uchgoda_2015.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка  о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А.  в создании

развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе №5

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга.

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

  1. Краткая характеристика группы

В группе 25 человек, из них 13 девочек, 12 мальчиков, возраст детей с 6 до 7 лет. Группа общеразвивающей  направленности, реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 69 Красносельского района СПб. Предметно-пространственная среда данной группы спроектирована в соответствии с реализуемой программой и возрастными особенностями воспитанников, содержательно насыщена.

  1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей.

При организации предметно-пространственной  среды педагогом учитывается соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. Развивающая среда, созданная  воспитателями привлекательна, интересна, выразительна и безопасна. Оборудование, игры и игрушки изготовлены из материалов, которые легко мыть, обрабатывать (пластмасса, резина, дерево). Пособия из ткани легко стирать и гладить. Режущие и колющие предметы находятся в недосягаемости детей.  Вся мебель подобрана в соответствии с ростом и психологическими возможностями детей старшего  возраста, промаркирована, закреплена и соответствует стандартам безопасности. Расстановка мебели организована с учетом источника света и таким образом, что бы дети могли свободно передвигаться по группе, края столов и стеллажей закруглены, имеют пластиковый кант. Растения, находящиеся в группе, безопасны и соответствуют целям реализуемой программы. Так как с детьми группы проводятся постоянные беседы о безопасном поведении, то на стеклянных предметах (окнах, зеркалах), а так же дверях прикреплены специальные «Знаки осторожности».

Развивающая среда, созданная воспитателями, обеспечивает  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личности. Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Мебель группы  теплых оттенков, что создает ощущение тепла, уюта и солнечного настроения. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению детей группы. Отсутствуют игрушки и игры, вызывающие агрессию. Групповые помещения организованы с учетом реализации потребности дошкольников в движении, оформлены в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития, требованиями программы. Пространство групп можно назвать мобильным, легко трансформируемым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. Методом уединения являются постройки домики-палатки, различные ширмы.

Критерии

Соответствие

Безопасна

соответствует

Трансформируется

соответствует

Полифункциональная

соответствует

Вариативна

соответствует

Психологически комфортна

соответствует

Вывод: предметно-пространственная среда группы, спроектированная воспитателями безопасна, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и психологически комфортна для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Реализация образовательных программ

Предметно-развивающая среда в группе №5 спроектирована для реализации образовательной программой ДОУ, в соответствии с которой  подобран материал по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,     речевое развитие, физическое развитие и художественно–эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей представлена в группе различными центрами: «Познавательно-речевым», «Занимательной математики», «Безопасности», «Конструирования», «Природы», «Физического развития», «Игры», «Театра», «Книги», «Художественно-эстетического развития».

Образовательная область

Цели и задачи

Материально-техническое оснащение

«Социально-коммуникативное развитие».

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и

нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со

сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к

Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания

трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду

других людей и его результатам. Формирование умения ответственно

относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до

конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли

в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных

представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

В «Центре игры»:

разные виды игрушек: реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили); прототипические- условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать); предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении.

Воспитатели создали творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: «Больница», «Магазин», «Столовая» и т. д.).

«Центр безопасности»: игры, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД, Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий, макет проезжей части, макет светофора, дорожные знаки, иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации, а также дидактические игры: «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «В городе», «Час Пик»; игры валеологического содержания «Пирамида здоровья», «Здоровый малыш 1,2», «Съедобное-несъедобное».

«Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентиров-

ки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий,

становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,

цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как

общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных

представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные

связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того,

что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать

ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести

себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

«Центр познавательно-речевого развития»:

лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, макеты предметов ближайшего окружения,  иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.), картинки с изображением частей суток и их последовательности, мелкая и крупная геометрическая мозаика, игры для интеллектуального развития, «Мама, папа и я», «Отгадайка», «Поиграем в магазин», «Найди и назови», «Что из чего сделано», «Фантазеры», «Профессии», «Мамины помощники» различные наглядно-дидактические пособия, пазлы, материалы для развития у детей графических навыков: доска, мел.

Центр «Занимательной математики»:

игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Таинственные лабиринты», «Графические диктанты», «Счетные палочки»,  и.т.д.,         игры на составление целого из 10-12 частей: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Собери волшебный узор», игры на освоение отношений «Часть - Целое», «Фигуры и формы», «Веселый счет», «Цвета и формы», лото «Сколько?», «Игротека».  Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте» и т. д.                

Имеются развивающие игры: «Квадрат Воскобовича», «Математическое домино», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Чудо крестики 3», «Математические корзинки» и др.

Также серия настольно-печатных игр: «Чей домик», «Логические цепочки», «Квадраты Никитина», «Цвет и форма», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд», «Логический домик», а также загадки, головоломки и задачи на внимание.

А так же геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру, числовой ряд,        цветные счетные палочки, счеты, магнитная доска,  числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов и палочки Кьюзинера с дидактическими рекомендациями к ним.  

Еще имеется подборка книг по формированию элементарных математических представлений для индивидуальной и фронтальной работы, а также самостоятельного рассматривания детьми: Г.Остер «Задачник», Т. Ахмазова «Мои первые цифры», С.Маршак «Веселый счет».

Центр конструирования:  конструкторы разного размера, мягкие крупные модули, образцы построек различной сложности, крупные и мелкие объемные формы, тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический), строительный материал из коробок разной величины, транспортные игрушки, светофор, коврик с изображением проезжей части для моделирования дорожно-транспортных ситуаций.

«Центр природы»:

макеты природно-климатических зон, макеты-панорамы, различные коллекции, библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии, иллюстрации с изображением признаков сезона, растения, требующие разных способов ухода, цветущие комнатные растения (1-2 вида), муляжи овощей и фруктов, календарь погоды и природы, дневники наблюдений, инвентарь для ухода за растениями «Зеленый огород», семена цветочных растений и овощей для посадок на участке, различные иллюстрации, кормушки и корм для птиц, дидактические игры на природоведческую тематику: «Про животных», «Парочки», «Времена года», «Фрукты, овощи», домино «Фрукты, овощи» и «Животные», «Детское лото».

«Речевое развитие»

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,

овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с

окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия

«Центр театра»:  Разные виды театра (настольный, на ширме, на фланелеграфе, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый) ,маски, шапочки, декорации, театральные атрибуты, ширма, фланелеграф. Так же в данном центре находятся музыкальные атрибуты: музыкальные инстументы,  магнитофон, аудиозаписи (детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы), а также настольная игры «В стране сказок».

«Центр книги»:

детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки, иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей. Воспитателями оформляются выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. Так же есть: портреты писателей и поэтов, рисунки детей к литературным произведениям.

«Художественно-эстетическое развитие»

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,

образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей всамовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству

(словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений

искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным

видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками

при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство

с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в

соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание

эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,

музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

В центре есть: произведения народного искусства,  альбомы с фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские и др.);

-игрушки из дерева (богородская, семеновская, полхов-майдановская,);

-предметы из резной березы (короба);

-расписные разделочные доски (Городец), подносы (Жостово) и т.д.

Так же в центре расположены: различная графика, произведения живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), скульптура, таблица основных цветов и их тонов, контрастная гамма цветов,

настольно-печатные игры: «Чей узор», «Сочетание цветов», «Подбери узор», «Художник и кот»,  «Русские узоры», «Придумай портрет», «Подбери цвета»; лото «Времена года» и «Народное творчество»; игры и игровые упражнения по ознакомлению детей с искусством.

В доступном для детей месте располагаются различные средства продуктивной деятельности для самостоятельного и подгруппового использования: цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные мелки, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доски для пластилина, стеки, природный материал для оформления поделок на осеннюю тематику.

«Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе

жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья

детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты,

грациозности, выразительности движений, формирование правильной

осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-

ной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и

физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту

«Центр физкультуры»: оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия (валики, коврики, массажные дорожки и мячики), оборудование для катания бросания, ловли (различные мячи, шарики, обручи, «Кольцеброс»), атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны), разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность (флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты, шарики на резинке, скакалки, кегли), различное оборудование для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, самодельные лоскутные косички, коврик для профилактики плоскостопия из нетрадиционного материала (пуговицы), перчатки для самомассажа (пуговицы), лыжи из пластиковых бутылок, бильбоке - атрибуты для тренировки ловкости и внимания, сделанные руками детей; игры и игровые упражнения для развития дыхания, игры валеологического содержания а также «Песочные мешочки» для профилактики плоскостопия.

     

Дидактические игры и упражнения: «Я - спортсмен 1,2», «Лото спорт», «Пазлы», картотеки: «Физкультминуток и считалок», «Утренних и бодрящих гимнастик», «Подвижных игр», «Пальчиковых игр», «Массажа лицевых мышц», а также спортивная литература и наглядный материал.

1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» отображается в следующих центрах развивающей среды группы:

«Центре игры», «Центре безопасности».

«Центр игры» в группе расположен вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре. Для соблюдения учета особенностей возраста старших дошкольников воспитателями в центре игры используется прием «одушевления» кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб). В «Центре игры» используются разные виды игрушек: реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили); прототипические - условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать); предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Воспитатели создали творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: «Больница», «Магазин», «Столовая» и т. д.). Так же педагогами для детей подготовительной группы не используется принцип «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами. Воспитатели отслеживают своевременное изменение игровой среды, ее динамичность и привлекают детей к оформлению игрового пространства.

«Центр безопасности»

«Центр безопасности» расположен рядом с «Центром природы», в данном центре есть: игры, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД, Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий, макет проезжей части, макет светофора, дорожные знаки, иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации, а также дидактические игры: «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «В городе», «Час Пик»; игры валеологического содержания «Пирамида здоровья», «Здоровый малыш 1,2», «Съедобное-несъедобное».

2. Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в центрах: «Познавательно-речевом», «Центре занимательной математики», «Центре конструирования», «Центре природы».

«Центр познавательно-речевой»

Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми, имеется в наличии материал на подгруппу детей. «Центр познавательно-речевого развития» воспитатели организовывали с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

В «Центре познавательно-речевого развития» есть: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, макеты предметов ближайшего окружения,  иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.), картинки с изображением частей суток и их последовательности, мелкая и крупная геометрическая мозаика, игры для интеллектуального развития «Мама, папа и я», «Отгадайка», «Поиграем в магазин», «Найди и назови», «Что из чего сделано», «Фантазеры», «Профессии», «Мамины помощники»,  различные наглядно-дидактические пособия, пазлы, материалы для развития у детей графических навыков: доска, мел.

«Центр занимательной математики»

«Центр занимательной математики» расположен у окна. Сменяемость и наполняемость материала производится по мере изучения; материал расположен знакомый, предназначенный для закрепления.        Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.

В центре «Занимательной математики» есть игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Таинственные лабиринты», «Графические диктанты», «Счетные палочки»,  и.т.д.,         игры на составление целого из 10-12 частей: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Собери волшебный узор», игры на освоение отношений «Часть - Целое», «Фигуры и формы», «Веселый счет», «Цвета и формы», лото «Сколько?», «Игротека».  Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте» и т. д.                

Имеются развивающие игры: «Квадрат Воскобовича», «Математическое домино», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Чудо крестики 3», «Математические корзинки» и др.

Также серия настольно-печатных игр: «Чей домик», «Логические цепочки», «Квадраты Никитина», «Цвет и форма», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд», «Логический домик», а также загадки, головоломки и задачи на внимание.

А так же геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру, числовой ряд,        цветные счетные палочки, счеты, магнитная доска,  числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов и палочки Кьюзинера с дидактическими рекомендациями к ним.  

Еще имеется подборка книг по формированию элементарных математических представлений для индивидуальной и фронтальной работы, а также самостоятельного рассматривания детьми: Г.Остер «Задачник», Т.Ахмазова «Мои первые цифры», С.Маршак «Веселый счет».

«Центр конструирования»

 В спроектированном воспитателями пространстве достаточно свободного места для сооружений из крупного строительного материала за счет зонирования двумя красочными стеллажами. Конструкторы размещаются в открытых корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

В «Центре конструирования» есть: конструкторы разного размера, мягкие крупные модули, образцы построек различной сложности, крупные и мелкие объемные формы, тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический), строительный материал из коробок разной величины, транспортные игрушки, светофор, коврик с изображением проезжей части для моделирования дорожно-транспортных ситуаций.

«Центр природы»

К «Центру природы» обеспечен свободный доступ детей. Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними и размещены по принципу тене- и солнцелюбия. Пособия, подобранные воспитателями, обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активной поисковой деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам.

В «Центре природы» есть: макеты природно-климатических зон, макеты-панорамы, различные коллекции, библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии, иллюстрации с изображением признаков сезона, растения, требующие разных способов ухода, цветущие комнатные растения (1-2 вида), муляжи овощей и фруктов, календарь погоды и природы, дневники наблюдений, инвентарь для ухода за растениями «Зеленый огород», семена цветочных растений и овощей для посадок на участке, различные иллюстрации, кормушки и корм для птиц, дидактические игры на природоведческую тематику: «Про животных», «Парочки», «Времена года», «Фрукты, овощи», домино «Фрукты, овощи» и «Животные», «Детское лото».

3.Образовательная область «Речевое развитие» представлена в группе центрами: «Центром театра», «Центром книги», а так же «Познавательно-речевым центром».

«Центр театра»

«Центр театра» располагается рядом с «познавательно-речевым центром». Особое внимание воспитатели в этом центре уделяют безопасности пособий и оборудования. Костюмы для обыгрывания сказок разнообразные, эстетически оформлены и соответствуют возрасту детей и программе.

В данном центре находятся: Разные виды театра (настольный, на ширме, на фланелеграфе, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый) ,маски, шапочки, декорации, театральные атрибуты, ширма, фланелеграф. Так же в данном центре находятся музыкальные атрибуты: музыкальные инстументы,  магнитофон, аудиозаписи (детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы), а также настольная игры «В стране сказок».

«Центр книги»

«Центр книги» в группе находится  около окна и рядом с «Центром природы». Обеспечена периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематического планирования. Вечером в «Центре книги» обеспечено дополнительное освещение.

В центре есть: детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки, иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей. Воспитателями оформляются выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. Так же есть: портреты писателей и поэтов, рисунки детей к литературным произведениям.

  1. Образовательная область «Художетсвенно-эстетического развития» представлена «Художественно-эстетическим центром».

«Художетсвенно-эстетический  центр»

         «Художественно-эстетический центр» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей. Все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации выполнены в разных техниках и жанрах.

В центре есть: произведения народного искусства,  альбомы с фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские и др.);

-игрушки из дерева (богородская, семеновская, полхов-майдановская,);

-предметы из резной березы (короба);

-расписные разделочные доски (Городец), подносы (Жостово) и т.д.

Так же в центре расположены: различная графика, произведения живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), скульптура, таблица основных цветов и их тонов, контрастная гамма цветов, настольно-печатные игры: «Чей узор», «Сочетание цветов», «Подбери узор», «Художник и кот»,  «Русские узоры», «Придумай портрет», «Подбери цвета»; лото «Времена года» и «Народное творчество»; игры и игровые упражнения по ознакомлению детей с искусством.

      В доступном для детей месте располагаются различные средства продуктивной деятельности для самостоятельного и подгруппового использования: цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные мелки, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доски для пластилина, стеки, природный материал для оформления поделок на осеннюю тематику.

5. Образовательная область «Физическое развитие» представлена в развивающей среде группы в «Центре физкультуры»

«Центр физкультуры»

В группе имеется свободное пространство для двигательной деятельности детей. Воспитателями предусмотрена периодическая сменяемость пособий. «Центр физкультуры» расположен вдали в зоне малой активности – спальне.

В «Центре физкультуры» есть: оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия (валики,коврики, массажные дорожки и мячики), оборудование для катания бросания, ловли (различные мячи, шарики, обручи, «Кольцеброс»), атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны), разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность (флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты, шарики на резинке, скакалки, кегли), различное оборудование для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, самодельные лоскутные косички, коврик для профилактики плоскостопия из нетрадиционного материала (пуговицы), перчатки для самомассажа (пуговицы), лыжи из пластиковых бутылок, бильбоке - атрибуты для тренировки ловкости и внимания, сделанные руками детей; игры и игровые упражнения для развития дыхания, игры валеологического содержания а также «Песочные мешочки» для профилактики плоскостопия.

     Дидактические игры и упражнения: «Я - спортсмен 1,2», «Лото спорт», «Пазлы», картотеки: «Физкультминуток и считалок», «Утренних и бодрящих гимнастик», «Подвижных игр», «Пальчиковых игр», «Массажа лицевых мышц», а также спортивная литература и наглядный материал.

     Группа воспитателей называется «Карамельки». На двери приемной расположена визитная карточка группы. Вся раздевальная комната оформлена в соответствии с названием. В раздевальной комнате находятся детские шкафчики для одежды, они пронумерованы и обозначены картинкой для каждого ребенка своей. Подобраны удобные скамейки для раздевания, на которые могут сесть дети и родители, это создает благоприятное настроение, приходя в группу. Над шкафчиками расположены информационные стенды. Информация для родителей разделена на блоки: информационный, коррекционный, воспитательно-образовательный и блок физического развития. Для каждого блока оформлен стенд в соответствии с тематикой. Вся информация периодически обновляется. Снятая со стендов информация размещается в папках. Очень эстетично оформлена выставка детских работ. В целом оформление и содержание раздевальной комнаты соответствует требования ФГОС.

Образовательные области

Соответствие

«Социально-коммуникативное развитие»

соответствует

«Познавательное развитие»

соответствует

«Речевое развитие»

соответствует

«Художественно-эстетическое развитие»

соответствует

«Физическое развитие»

соответствует

Вывод: воспитатели спроектировали в группе предметно-пространственную среду в соответствии с Образовательной программой ДОУ, создала условия для реализации образовательных областей.

Учет возрастных и гендерных особенностей детей

Предметно-пространственная среда воспитателями, спроектирована с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет, а именно:

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы

начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение

ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а

как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли

акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается

их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени

осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно

владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности

различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся

симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет

осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности пост-

ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения

из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям,  он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда

могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям

воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять

точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении

рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками

образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они

в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении

со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том

числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности

детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится

произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного

сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,

грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер

обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно

употреблять обобщающие существительные,  синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов

человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;

развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем

познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Все пособия, игры, материалы находятся в режиме свободного доступа, расположены на уровне роста детей.

Критерии

Соответствие

Соответствие мебели росту детей

соответствует

Соответствие содержания РППС возрасту детей

соответствует

Соответствие наполнения РППС возрасту детей

соответствует

Соответствие оформление РППС возрасту детей

соответствует

Доступность

соответствует

Соответствие гендерным особенностям

соответствует

Вывод: Организация предметно-пространственной среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

ОБЩИЙ ВЫВОД: Развивающая предметно-пространственная среда в группе №5 создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...